Вопрос-ответ

Разъяснение законодательства Министерством торговли Республики Беларусь.

 

    • В каких случаях можно использовать в рекламе слова на иностранном языке без перевода?
    • В каких случаях в рекламе необходимо указывать наименование и УНП рекламодателя?
    • Как правильно оформлять сноски и уточняющую информацию в рекламе?
    • Может ли местный исполнительный и распорядительный орган принять решение о взимании на своей территории платы за размещение (распространение) рекламы на транспортных средствах в таком же порядке, как это предусмотрено для наружной рекламы?
    • Возможно ли проведение таких рекламных мероприятий по продвижению лекарств, которыми предусмотрено какое-либо поощрение для покупателей?
    • Можно ли использовать в рекламе слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей»?
    • Будет ли относиться к рекламе информация о партнерах банка, нанесенная на банковскую платежную карточку?
    • Будут ли являться рекламой логотипы информационных партнеров мероприятия, размещенные в информационной статье об этом мероприятии в печатном СМИ? Если это реклама, то надо ли указывать в ней наименование и УНП рекламодателя, а также стоимость участия в мероприятии? Возможно ли размещение логотипов в такой статье на безвозмездной основе?
    • Какие документы будут являться подтверждением достоверности информации «Товар № 1»?
    • Можно ли рекламировать детские молочные смеси в СМИ?
    • Распространяются ли требования Закона о рекламе на информацию, наносимую непосредственно на этикетку или упаковку товара?
    • Можно ли рекламировать электронные сигареты, курительные трубки, кальяны?
    • Какая наружная реклама торговой организации будет относиться к рекламе отечественного производителя?
    • Нужно ли оформлять разрешение (паспорт) на штендер?
    • На улицах городов стала появляться не большая по площади реклама, нанесенная на тротуары или стены зданий краской через трафарет. Допускается ли такая реклама?
    • При использовании в рекламе текста на иностранном языке достаточно ли сделать транскрипцию этого текста для выполнения требования пункта 2 статьи 10 Закона или необходимо переводить его?
    • Допускается ли размещать в салонах городского общественного транспорта рекламу пива и слабоалкогольных напитков?
    • Может ли быть отнесена к социальной рекламе реклама собственника рекламной конструкции следующего содержания: «Здесь может быть Ваша реклама! Телефон…». Требуется ли внесение платежей в период размещения такой рекламы?


      Вопрос: В каких случаях можно использовать в рекламе слова на иностранном языке без перевода?

      В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (в ред. закона от 03.01.2013; далее – Закон) реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу:

      • размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении, в печатных изданиях и на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках;
      • товарных знаков и (или) знаков обслуживания;
      • содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;
      • выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов либо приглашения на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.
      • Выполненным на иностранном языке наименованием товара, продукции, работы, услуги (далее – товар) является наименование этого товара, присвоенное ему производителем. Документами, подтверждающими наименование товара на иностранном языке, могут являться заверенные руководителем рекламодателя копия сертификата соответствия (если, например, товар подлежит обязательной сертификации), документа, подтверждающего приобретение (поступление) товара, технического паспорта и (или) инструкции по эксплуатации или иной сопроводительной документации на партию товара или прилагаемой к каждой единице товара.

      В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 10 Закона в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.

      Иная, помимо товарного знака (знака обслуживания) и наименования товара, рекламная информация о товаре, выполненная на иностранном языке, в силу приведенных норм Закона должна сопровождаться переводом на русский и (или) белорусский язык (например, «Блюда французской кухни», «С любовью из Парижа» и т.п.).

      Наверх


      Вопрос: В каких случаях в рекламе необходимо указывать наименование и УНП рекламодателя?

      В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, — также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя.

      Рекламой, содержащей информацию о реализации товара, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, признается реклама, в которой имеется контактная информация (о месте нахождения рекламодателя, местах реализации товара (например, адреса магазинов, электронный адрес интернет-магазина), контактные телефоны). В такой рекламе обязательно должны быть указаны наименование и учетный номер плательщика рекламодателя.

      Если рекламодателем является иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин или лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых находится или постоянно проживает такой рекламодатель (при этом, если название страны и населенного пункта выполнено на иностранном языке, в силу пункта 2 статьи 10 Закона эти названия должны быть переведены на русский и (или) белорусский язык).

      Данные требования не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую):

      • на телевидении и радио;
      • на средстве наружной рекламы;
      • на транспортном средстве (при этом к рекламе на транспортном средстве относится реклама, размещаемая (распространяемая) на внешней поверхности транспортного средства. Именно для такой рекламы законодательство о рекламе предусматривает специальные нормы регулирования (например, статья 14 Закона «Реклама на транспортном средстве». Приведенная норма Закона распространяет свое действие именно на такую рекламу. Реклама, размещаемая (распространяемая) в салонах транспортных средств (например, на стендах, видеомониторах, посредством аудиорекламы), не относится к рекламе на транспортных средствах);
      • посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи;
      • в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены наименование и УНП рекламодателя.

      Если же в рекламе отсутствует контактная информация наименование и учетный номер плательщика рекламодателю указывать не обязательно, независимо от того, где реклама размещается (распространяется). Например, в рекламе содержится изображение товара и рекламный текст – описание характеристик товара и рекламный слоган. Это так называемая «имиджевая» реклама (Закон не содержит этот термин, он используется лишь в профессиональной среде рекламистов и специальной литературе), в которой наименование и УНП рекламодателя можно не указывать даже, если реклама размещается (распространяется), например, в печатном СМИ.

      Наверх


      Вопрос: Как правильно оформлять сноски и уточняющую информацию в рекламе?

      В соответствии с частью второй пункта 7 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (в ред. закона от 03.01.2013; далее – Закон) указанные в рекламе сноски, уточняющие содержащуюся в рекламе информацию, номера телефонов, доменное имя сайта, номер и дата выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об объекте рекламирования, выполняются четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. Такая информация в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе должна занимать не менее пяти секунд, при длительности указанной рекламы менее пяти секунд — размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио — озвучиваться.

      Приведенная норма фактически содержит перечень источников информации, через которые потребитель рекламы может получить дополнительные сведения об объекте рекламирования, условиях его приобретения или использования и т.д.:

      • сноски, уточняющие содержащуюся в рекламе информацию;
      • номера телефонов;
      • доменное имя сайта;
      • номер и дата выпуска печатного средства массовой информации.

      Также приведенной нормой устанавливаются требования к техническому оформлению такой информации в рекламе.

      При этом такие требования к техническому оформлению номеров телефонов, доменного имени сайта, номера могут не применяться только в том случае, когда эти номера телефонов, доменное имя сайта указываются в рекламе исключительно в качестве контактной информации.

      Кроме того, данные требования являются обязательными к применению в рекламе лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, в которой в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дата выпуска печатного средства массовой информации являются источниками информации об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари, т.е. через них потребитель рекламы может получить уточняющую, дополнительную информацию.

      Наверх


      Вопрос: Может ли местный исполнительный и распорядительный орган принять решение о взимании на своей территории платы за размещение (распространение) рекламы на транспортных средствах в таком же порядке, как это предусмотрено для наружной рекламы?

      Размещение (распространение) наружной рекламы регламентируется статьей 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (в ред. закона от 03.01.2013; далее – Закон), рекламы на транспортном средстве – статьей 14 Закона. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (в ред. пост. Совмина от 09.07.2013 № 603; далее – постановление) также установлены различные требования к порядку размещения (распространения) наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах, не смотря на сходство административных процедур по согласованию этих видов рекламы.

      Таким образом, из Закона и постановления следует, что наружная реклама и реклама на транспортных средствах не идентичные понятия в силу действующего законодательства и имеют особенности правового регулирования, при котором нормы, касающиеся наружной рекламы, не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую) на транспортных средствах.

      Определение термина «городская среда», содержащееся в пункте 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением (далее – Положение), не может служить основанием для расширительного применения норм, регламентирующих порядок размещения (распространения) наружной рекламы, к рекламе на транспортных средствах.

      Статья 14 Закона, постановление не предусматривают получение разрешения на размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве.

      В Перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, также отсутствует процедура выдачи разрешения (паспорта) на размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве.

      То есть, отсутствуют основания для заключения договора с местным исполнительным и распорядительным органом на размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве и, соответственно, основания для взимания платы за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях при размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах.

      Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» регулирование вопросов о наименовании административных процедур, уполномоченных органах, исчерпывающих перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур, о сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или о порядке ее определения другими нормативными правовыми актами, кроме постановления Совета Министров Республики Беларусь, не допускается.

      Таким образом, у местных исполнительных и распорядительных органов отсутствуют правовые основания для принятия решений о взимании на своей территории платы за размещение (распространение) рекламы на транспортных средствах.

      Наверх


      Вопрос: Возможно ли проведение таких рекламных мероприятий по продвижению лекарств, которыми предусмотрено какое-либо поощрение для покупателей?

      В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (в ред. закона от 03.01.2013; далее – Закон) реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники не должна содержать указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

      Из приведенной нормы следует, что в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники не допускается указывать информацию о любых формах материального поощрения (например, возможность приобретения указанных товаров со скидкой, получение подарка за покупку, предоставление услуги или части услуги на безвозмездной основе за приобретение указанных объектов рекламирования и т.д.).

      Согласно толковым словарям под поощрением понимается мотивирование, стимулирование, поддержание, награждение. Под материальным поощрением понимается привлечение, побуждение людей к совершению определенного действия путем предоставления для них материальных выгод.

      В этой связи, представляется, что в контексте данной нормы под материальным поощрением следует понимать проведение рекламодателем (производителем и (или) продавцом лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники) рекламных мероприятий, предусматривающих побуждение потребителей к совершению покупки определенного лекарственного средства, изделия медицинского назначения и (или) медицинской техники путем предоставления ему возможности получения материальной выгоды — например, приобрести определенное лекарственное средство со скидкой или получить подарок за приобретение определенного изделия медицинского назначения.

      Таким образом, заявлять в рассматриваемой рекламе о таком поощрении не допускается.

      Вместе с тем, приведенная норма Закона не содержит запрет на проведение таких мероприятий (в том числе, например, предусматривающих снижение стоимости того или иного лекарственного средства на определенный период или на постоянной основе), т.е. они могут проводиться, если это не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим сферу здравоохранения и ценообразования в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Но позиционировать в рекламе такие мероприятия нельзя.

      Так, например, реклама, объектом рекламирования которой являются изделие медицинского назначения и рекламная акция, предусматривающая предоставление покупателю в подарок купона на 100 000 рублей будет нарушать абзац 10 пункта 7 статьи 15 Закона, т.к. содержит указание на возможность материального поощрения покупателя в случае приобретения этого изделия.

      Наверх


      Вопрос: Можно ли использовать в рекламе слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей»?

      В соответствии с абзацем десятым пункта 3 статьи 26 Закона неэтичной является реклама, которая содержит слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.

      Данная норма не означает полный запрет на использование в рекламе слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе. Такие слова могут использоваться в рекламе услуги (выполнения работы) при условии, что такая услуга (работа) выполняется безвозмездно. Т.е. перечисленные слова могут использоваться в рекламе услуги (выполнения работы) при условии, что такая услуга (работа) выполняется безвозмездно, не оплачивается потребителем.

      Из приведенной нормы также следует, что ее действие не распространяется на рекламу товаров. Поэтому при производстве и размещении (распространении) рекламы товаров, содержащей информацию о подарке, о бесплатности части товара и т.п., следует руководствоваться требованиями пункта 1, абзаца девятого пункта 3 статьи 26 Закона, т.е. такая рекламная информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение.

      Правомерность использования в рекламе слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе (или достоверность такой рекламной информации), может быть подтверждена документами рекламодателя, в которых отражены стоимость услуги (выполнения работы) и порядок формирования этой стоимости (например, калькуляция, тарифы, действующие у рекламодателя).

      В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель обязан предоставить копии документов, подтверждающих достоверность рекламы, с предъявлением их оригиналов.

      Это означает, что рекламораспространитель вправе, но не обязан, требовать у рекламодателя документы, подтверждающие достоверность рекламной информации, в том числе подтверждающие правомерность использования слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе. Но из названного права рекламораспространителя следует обязанность рекламодателя представить затребованные документы.

      Если рекламораспространитель не воспользовался своим правом об истребовании у рекламодателя документов, подтверждающих правомерность использования слов «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иных слов, создающих впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, ответственность за нарушение законодательства (в случае его выявления) несет исключительно рекламодатель.

      Наверх


      Вопрос: Банк реализует партнерские программы с различными субъектами хозяйствования по использованию безналичных платежей и планирует размещать на банковских платежных карточках информацию о наименовании организации – партнера банка, изображение товарного знака (знака обслуживания) и, возможно, иные сведения.

      Будет ли относиться к рекламе информация о партнерах банка, нанесенная на банковскую платежную карточку?

      Операции с использованием банковских платежных карточек (далее – карточки) на территории Республики Беларусь регламентируются Банковским кодексом Республики Беларусь и разработанной с учетом его норм Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 (далее – Инструкция № 34).

      В соответствии с пунктами 2, 8 Инструкции № 34 эмиссия карточек на территории Республики Беларусь осуществляется банками в соответствии с правилами платежной системы, в рамках которой карточки выпускаются в обращение, с учетом норм законодательства. При этом требования к заготовке карточки, нанесению реквизитов карточки, персонализации карточки устанавливаются правилами платежной системы.

      В случае эмиссии банком кобрендинговых карточек в партнерстве с юридическими лицами, не являющимися банками, на карточку может быть нанесена дополнительная информация о юридическом лице – партнере банка, в порядке, предусмотренном правилами платежной системы.

      Согласно интернет-источникам кобрендинговые кредитные карточки (в законодательстве Республики Беларусь отсутствует данный термин и его определение) – это карточки, разработанные банком совместно с производителями различных услуг и товаров. Отличие кобрендинговой карточки от обычной кредитной в том, что ее держателю предоставляется дополнительные скидки и бонусы при совершении покупок в торговых точках, являющихся партнерами банка.

      Кроме того, в соответствии с названными пунктами Инструкции № 34:

      • правила платежной системы – установленные владельцем платежной системы правила проведения участниками платежной системы эмиссии, эквайринга, процессинга и осуществления расчетов по операциям при использовании карточек;
      • реквизиты карточки – номер, срок действия карточки и иная информация в соответствии с правилами платежной системы (банка-эмитента);
      • эмиссия карточек, эквайринг, процессинг осуществляются в порядке, установленном банками и (или) иными юридическими лицами в соответствии с правилами платежной системы, с учетом требований законодательства.

      На основании изложенного полагаем: если правилами платежной системы установлено, что на кобрендинговые карточки должна быть нанесена дополнительная информация, такая информация является обязательной для нанесения в качестве реквизитов карточки.

      В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон) данный Закон не распространяется на отношения, возникающие в процессе производства и (или) размещения (распространения) информации, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

      Таким образом, на информацию о юридическом лице – партнере банка, нанесенную на карточку в соответствии с правилами платежной системы, действие Закона не будет распространяться.

      Вместе с тем, полагаем необходимым рекомендовать владельцам платежных систем следующее.

      Целью размещения на карточках информации о юридическом лице – партнере банка, является информирование потребителей – держателей карточек, об этих партнерах и особенностях оказания ими услуг (реализации товаров, выполнении работ) таким потребителям при осуществлении платежей посредством кобрендинговых карточек.

      Учитывая изложенное, полагаем, для реализации этих целей достаточным будет нанесение на кобрендинговые карточки в качестве реквизитов, помимо сведений о самом банке, следующей информации (частично или в совокупности) о:

      • наименовании юридического лица – партнера банка;
      • принадлежащем ему товарном знаке (знаке обслуживания);
      • месте нахождения юридического лица – партнера банка, его контактных (или справочных) номерах телефонов или о местах нахождения объектов, в которых потребитель может воспользоваться кобрендинговой карточкой, их контактных номерах телефонов (или справочных);
      • услугах, товарах, работах, предлагаемых держателям кобрендинговых карточек;
      • особенностях оказания услуг (реализации товаров, выполнении работ) для держателей кобрендинговых карточек (например, о стоимости услуги при расчете такой карточкой, размере скидок и т.п.).

      Иная информация (например, призывы, слоганы и т.п.) не будет решать обозначенные цели, и не может рассматриваться в качестве необходимой и обязательной.

      Наверх


      Вопрос: Будут ли являться рекламой логотипы информационных партнеров мероприятия, размещенные в информационной статье об этом мероприятии в печатном СМИ? Если это реклама, то надо ли указывать в ней наименование и УНП рекламодателя, а также стоимость участия в мероприятии? Возможно ли размещение логотипов в такой статье на безвозмездной основе?

      В соответствии со статьей 2 Закона реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

      В силу названной статьи объектом рекламирования, помимо прочего, могут являться средства индивидуализации организаций или граждан, товаров (продукции, работ, услуг), т.е. например, логотип и (или) товарный знак (знак обслуживания).

      Таким образом, логотипы либо товарные знаки (знаки обслуживания) информационных партнеров, размещенные в информационной статье, будут являться рекламой.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, — также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя.

      Из приведенного выше определения рекламы следует, что информация будет являться рекламой при наличии следующих признаков:

      • наличие объекта рекламирования;
      • распространение в любой форме с помощью любых средств;
      • направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

      При этом признак возмездности/безвозмездности отсутствует, т.е. не является определяющим для квалификации информации в качестве рекламы.

      Наименование и УНП рекламодателя могут не указываться, если в рекламе не говорится о реализации (в том числе о местах реализации) товаров (продукции, работ, услуг), о предпринимательской деятельности. Так, в рекламе, содержащей только товарный знак (знак обслуживания) или наименование организации без иной информации (мест реализации товаров, оказания услуг, телефонов) – так называемой «имиджевой» рекламе, — можно не указывать УНП.

      Сама статья, содержащая информацию о конкретном мероприятии, месте и времени его проведения, номерах телефонов и интернет-адресе организатора мероприятия, также будет являться рекламой, т.к. обладает всеми ее признаками. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 10 Закона в такой статье необходимо указывать наименование и УНП рекламодателя.

      Закон не содержит требования об обязательном указании в рекламе информации о стоимости участия в мероприятии – этот вопрос рекламодатель решает самостоятельно.

      Вместе с тем, в зависимости от содержания рекламы и во избежание случаев введения потребителей рекламы в заблуждение, в отдельных случаях указание информации о платности участия в мероприятии может быть необходимо.

      Кроме того, в зависимости от содержания рекламируемого мероприятия, необходимо учитывать требования статей 21¹, 23 Закона.

      Вопросы оплаты размещения (распространения) рекламы регулируются не Законом, а нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к ведению финансово-хозяйственной деятельности организаций.

      Наверх


      Вопрос: Какие документы будут являться подтверждением достоверности информации «Товар № 1»?

      В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 26 Закона недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально.

      Словами в превосходной степени или словами, создающими впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, зачастую используемыми в рекламе являются «товар № 1», «лучшие товары», «самые низкие цены», «лучшие цены», «лидер на рынке», «крупнейший производитель» и т.п. В силу приведенной нормы такие слова могут использоваться в рекламе только при наличии у рекламодателя их документального подтверждения.

      Учитывая разнообразие рекламных текстов и особенностей объекта рекламирования, вопрос о том, какие документы будут являться подтверждающими, решается в каждом конкретном случае индивидуально.

      Например, при использовании в рекламе слов «самые низкие цены», «лучшие цены» и т.п. подтверждающими документами могут служить результаты исследования рынка (или сегмента рынка) организациями, специализирующимися на таких исследованиях. Однако, проведение этих исследований могут позволить себе лишь крупные компании и, как показывает практика, рекламодатели их не заказывают, а слова «самые низкие цены», «лучшие цены» необоснованно используют в рекламе для повышения внимания потребителей.

      Слова в рекламе «товар № 1» либо «лучший товар» без уточнения, в какой категории, по каким критериям и т.п., доказать документально невозможно – трудно себе представить какой-либо товар, который является лучшим вообще, среди всех имеющихся на рынке товаров. Вместе с тем, при наличии в рекламе уточнения этих слов, обоснованность их использования документально подтвердить вполне реально. Так, например, участник Международного фестиваля-конкурса «Выбор года», получивший диплом о том, что его товар признан номером один в Беларуси, помимо изображения медали конкурса и текста «№ 1 в Беларуси», должен разместить в рекламе информацию о том, в какой номинации конкурса и в каком году он стал победителем. В этом случае документами, подтверждающими правомерность использования слов «№ 1 в Беларуси» будут являться диплом и договор с организаторами названного конкурса. Если же участнику конкурса титул «№ 1 в Беларуси» присвоен исключительно на основании оплаты участия в конкурсе по договору с организатором конкурса, а по условиям этого конкурса победителем стал другой участник, не получивший титул «№ 1 в Беларуси» в связи с неоплатой участия в конкурсе, использование в рекламе слов «№ 1 в Беларуси» будет неправомерным.

      Наверх


      Вопрос: Можно ли рекламировать детские молочные смеси в СМИ?

      В соответствии с абзацем 9 пункта 10 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон) не допускается реклама заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников.

      Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880, содержит следующее определение: «Адаптированные молочные смеси (заменители женского молока) – пищевая продукция для детского питания для детей раннего возраста, произведенная в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и максимально приближенная по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии».

      В силу приведенной нормы Закона такие молочные смеси запрещено рекламировать в СМИ.

      Вместе с тем, производители детского питания, помимо молочных смесей – заменителей женского молока, предназначенных для детей первого года жизни, изготавливают иные смеси на основе молока для питания детей старше 12 месяцев. Законом не запрещено рекламировать такое детское питание в СМИ.

      Наверх


      Вопрос: Распространяются ли требования Закона о рекламе на информацию, наносимую непосредственно на этикетку или упаковку товара?

      В последние годы производители, как продовольственных, так и непродовольственных товаров, все чаще размещают на упаковке своей продукции, помимо обязательной, и рекламную информацию.

      В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1 Закона его требования не распространяются на информацию, обязанность по производству и (или) размещению которой возложена на организации законодательством.

      В статьях 7, 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» содержится перечень обязательной для доведения до потребителей информации о товаре и его изготовителе (продавце). Это, например, сведения о наименовании товара, его потребительских свойствах, наименовании и месте нахождения изготовителя и т.д.

      Также перечни обязательных сведений о товаре и его производителе содержатся в СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования», СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». При этом названными стандартами предусмотрено нанесение на товар, помимо прочей информации, изображения товарного знака (знака обслуживания), используемого производителем для обозначения своего товара (при его наличии).

      Справочно: В связи с принятием Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» Госстандартом принято постановление от 26 февраля 2013 г. № 14, согласно которому СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования» с 15 февраля 2015 г. подлежит отмене. Его действие распространяется на переходный период с целью сохранения национального законодательства.

      Таким образом, законодательством и стандартами определен перечень обязательной для доведения до потребителей непосредственно с самим товаром информации. То есть эта информация будет являться обязательной, и поэтому действие Закона не будет на нее распространяться.

      Вместе с тем, стандартами допускается нанесение на товар и информации рекламного характера.

      Из определения рекламы, содержащегося в статье 2 Закона, следует, что информация будет являться рекламной при совокупности следующих условий:

      • наличие объекта рекламирования;
      • распространение в любой форме с помощью любых средств;
      • направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке.

      Т.е. любая информация на этикетке (упаковке), помимо обязательной для нанесения, может быть признана рекламной при наличии перечисленных признаков и, следовательно, должна соответствовать требованиям Закона.

      Так, например, рекламой будут являться слоганы, тексты об истории производителя или продукта, изображения медалей, полученных производителем на конкурсах или выставках, стихи, шутки, содержание которых эмоционально «поддерживает» товар, и т.д.

      Чаще всего вопросы по размещению рекламы на упаковке продукции возникают у производителей товаров, ограниченных к рекламированию – пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков. Это связано с необходимостью соблюдать законодательное требование о нанесении предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления этих напитков и с расчетом десяти процентов площади рекламы, которую такая надпись должна занимать.

      Справочно: Если на этикетках (упаковке), например, алкогольных напитков размещается исключительно обязательная в соответствии с законодательством и стандартом информация при отсутствии рекламной информации, нанесение предупредительной надписи о вреде их чрезмерного употребления не требуется.

      При этом следует отметить, что размещение на этикетках (упаковке), например, алкогольной продукции, надписи «Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов» является исполнением требований СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования», и не исключает нанесение предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления этих напитков в соответствии с Законом, если на этикетке содержится реклама.

      В целях надлежащего исполнения требований пункта 6 статьи 17, пункта 2¹ статьи 18 Закона о рекламе, а также упрощения расчета площади предупредительной надписи, при размещении (распространении) рекламы на этикетках, контрэтикетках, кольеретках, потребительской упаковке (таре) пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков, Министерством торговли Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь выработаны единые подходы по данному вопросу, заключающиеся в следующем.

      Надлежащим исполнением приведенных норм при размещении (распространении) рекламы на этикетке, контрэтикетке, кольеретке, потребительской упаковке (таре) пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков будет нанесение предупредительной надписи:

      • на этикетку или контрэтикетку (по выбору изготовителя), которая должна занимать не менее десяти процентов площади этикетки или контрэтикетки;
      • при отсутствии этикетки или контрэтикетки — на кольеретку, которая должна занимать не менее десяти процентов площади кольеретки;
      • при отсутствии этикетки, контрэтикетки или кольеретки -непосредственно на потребительскую упаковку (тару), которая должна занимать не менее десяти процентов площади боковой поверхности потребительской тары (например, банка алюминиевая и т.п.);
      • на лицевую или оборотную сторону потребительской упаковки (тары) (по выбору изготовителя), которая должна занимать не менее десяти процентов площади лицевой или оборотной стороны потребительской упаковки (тары) (например, упаковка вида тетрапак и т.п.).

      Требования законодательства о рекламе следует учитывать и при размещении на этикетках (упаковке) товаров рекламы рекламных мероприятий – акций и рекламных игр. Такие требования содержатся в статье 23 Закона о рекламе. Так, например, реклама рекламной акции должна содержать следующие сведения:

      • источник информации об акции (номера телефонов или доменное имя сайта организатора акции, где потребитель может получить исчерпывающую информацию об условиях проведения акции);
      • сроки проведения акции, если она ограничена сроками.

      В рекламе рекламной игры обязательно указывается следующая информация:

      • наименование и сроки проведения рекламной игры;
      • номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об этой игре;
      • наименование и сроки проведения рекламной игры;
      • номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры;
      • дата принятия решения о государственной регистрации рекламной игры;
      • наименование органа, выдавшего названное свидетельство.

      При этом, необходимо учитывать требования пункта 7 статьи 10 Закона, согласно которому указанные в рекламе номера телефонов, доменное имя сайта, номер и дата выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об объекте рекламирования (в рассматриваемой ситуации об акции или о рекламной игре), выполняются четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе.

      Кроме того, вся рекламная информация, размещаемая (распространяемая) на этикетках (упаковке) товара, должна соответствовать требованиям статьи 26 Закона о рекламе. Так, например, если рекламодатель использует в рекламе слова в превосходной степени или результаты исследований, он должен иметь соответствующие подтверждающие документы. Размещая в рекламе, например, анекдоты или шутки, необходимо учитывать нормы морали и нравственности, существующие в обществе, и т.д.

      Наверх


      Вопрос: Можно ли рекламировать электронные сигареты, курительные трубки, кальяны?

      В соответствии с действующим законодательством электронные сигареты не являются табачными изделиями и не запрещены к рекламированию, в том числе в СМИ.

      Вместе с тем, при размещении (распространении) рекламы электронных сигарет следует учитывать следующее.

      По информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

      • зависимость от табакокурения является заболеванием и расстройством здоровья;
      • исследования по комплексной оценке безопасности электронных сигарет в Республике Беларусь не проводились;
      • информация о том, что использование электронных сигарет может помочь бросить курить, не является достоверной;
      • достоверных исследований относительно использования электронных сигарет, как альтернативы табакокурению, не проводилось; данных, подтверждающих такую способность у электронных сигарет, нет;
      • по имеющимся сведениям Всемирная организация здравоохранения также не располагает научными данными, подтверждающими безопасность и эффективность этого изделия, и считает, что электронная сигарета не является доказанным средством никотинозамещающей терапии.

      Согласно абзацу четвертому пункта 8 статьи 10 Закона реклама не должна содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

      Таким образом, в связи с отсутствием достоверной информации о воздействии электронных сигарет на организм человека фактически в рекламе этой продукции можно указывать лишь информацию о торговой марке (при условии, если она не совпадает с наименованием торговой марки табачных изделий), наполнителе и ароматах, о продавце и его контактах.

      Мундштуки, курительные трубки, кальяны являются приспособлениями для курения, т.е. товарами, сопутствующими потреблению табака. Закон не содержит запрета на рекламирование таких товаров.

      Вместе с тем, при размещении (распространении) рекламы мундштуков, курительных трубок, кальянов в СМИ следует учитывать следующее.

      В Республике Беларусь государством целенаправленно и системно проводятся мероприятия, направленные на предупреждение табакокурения, снижение уровня потребления табака населением и уменьшение негативных последствий его потребления для общества.

      Кроме того, в силу пункта с статьи 1 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения от 21 мая 2003 г. «По борьбе против табака», ратифицированной Республикой Беларусь 14 июня 2005 г., рекламой и стимулированием продажи табака является любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

      Наверх


      Вопрос: Какая наружная реклама торговой организации будет относиться к рекламе отечественного производителя?

      Из пункта 3 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2007 года № 1497 (в ред. пост. Совмина от 09.07.2013 № 603) (далее – Положение), следует, что к рекламе продукции, товаров, работ, услуг, производимых на территории Республики Беларусь, не относится реклама, содержащая:

      • информацию о товарном знаке и (или) знаке обслуживания, используемом одновременно для обозначения отечественного производителя, иностранного производителя, товара, производимого на территории Республики Беларусь, иного товара, и при наличии в совокупности следующих условий:
      • объектом рекламирования является товар собственного производства иностранного производителя, обозначенный таким товарным знаком и (или) знаком обслуживания;
      • рекламодателем является иностранный производитель или продавец такого товара на территории Республики Беларусь;
      • такой товар реализуется на рынке Республики Беларусь на момент размещения (распространения) рекламы;
      • информацию об иностранном производителе, его товаре, продавце, осуществляющем реализацию исключительно такого товара, товарном знаке и (или) знаке обслуживания, используемых для обозначения такого товара и не используемого одновременно для обозначения отечественного производителя и (или) товара, производимого на территории Республики Беларусь.

      При этом следует различать рекламу торговых организаций и рекламу, имеющую несколько объектов рекламирования – торговую организацию (ее торговые объекты) и реализуемые ею товары.

      Так, реклама торговой организации (ее торговых объектов), содержащая, например, наименования белорусской торговой организации и (или) принадлежащих ей торговых объектов, изображение знака обслуживания, используемого для обозначения услуг торговли данной организации, в силу части первой пункта 3 Положения будет являться рекламой услуг, производимых на территории Республики Беларусь.

      Реклама, содержащая, например, несколько объектов рекламирования – наименования белорусской торговой организации и (или) принадлежащих ей торговых объектов, изображение знака обслуживания, используемого для обозначения услуг торговли данной организации и изображение товаров иностранного производителя, товарных знаков, используемых для обозначения товаров иностранного производителя, будет являться не только рекламой услуг, производимых на территории Республики Беларусь, но и в силу части второй пункта 3 Положения рекламой товаров иностранного производителя.

      Наверх


      Вопрос: Нужно ли оформлять разрешение (паспорт) на штендер?

      Законодательство Республики Беларусь о рекламе не содержит термин «штендер».

      Вместе с тем, полагаем, что данное средство наружной рекламы подпадает под определение, содержащееся в пункте 1 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного Постановлением (далее – Положение), согласно которому плакатница или иная выносная рекламная конструкция — техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, расположенное на земельном участке, крыльце, балконе или крыше здания (сооружения), но не закрепленное на них, и имеющее одно или несколько рекламных полей, за исключением тумбы.

      Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон), пункту 3 Положения размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета. Данное требование не распространяется на средства наружной рекламы, включенные в перечень согласно приложению 10, за исключением средств наружной рекламы, размещаемых на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

      Плакатница или иная выносная рекламная конструкция с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра (за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов) включены в Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (Приложение 10 к Положению).

      Учитывая то, что на перечисленные в Перечне средства наружной рекламы получение разрешения не требуется, из пункта 2 статьи 13 Закона следует, что не требуется и согласование наружной рекламы местным исполнительным и распорядительным органом.

      Таким образом, не потребуется получение разрешения (паспорта), согласования наружной рекламы и внесения платежей в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях, если планируемый Вами к установке штендер соответствует следующим критериям:

      • является техническим средством, специально предназначенным и используемым для размещения (распространения) наружной рекламы;
      • имеет площадь рекламного поля до 1 квадратного метра или является иным средством наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра;
      • расположен на земельном участке, крыльце, балконе или крыше здания (сооружения), но не закреплен на них, и имеет одно или несколько рекламных полей;
      • располагается вне пределов придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;
      • не размещается на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

        Наверх


        Вопрос: На улицах городов стала появляться не большая по площади реклама, нанесенная на тротуары или стены зданий краской через трафарет. Допускается ли такая реклама?

        В соответствии со статьей 2 Закона наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

        В силу приведенного определения реклама, наносимая на тротуары или на внешние стороны зданий (сооружений), будет являться наружной рекламой. Размещать рекламу таким образом не запрещено при соблюдении требований законодательства.

        В соответствии с пунктом 5 Перечня средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (Приложение 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением (далее – Положение)) без получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы) могут размещаться плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

        Согласно пункту 2 Положения рекламное поле – поверхность средства наружной рекламы, которая может быть использована для нанесения (воспроизведения) наружной рекламы.

        В силу приведенных норм для размещения (распространения) наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра на тротуаре не требуется получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы).

        В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 13 Закона наружная реклама должна быть согласована лицами, получившими разрешение на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполкомом (в зависимости от территории размещения наружной рекламы).

        Учитывая то, что на перечисленные в названном Перечне средства наружной рекламы (в том числе иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра) получение разрешения не требуется, из приведенной нормы Закона следует, что не требуется и получение согласования.

        Принимая во внимание то, что паспорт на такие средства наружной рекламы не оформляется, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы. Это означает, что размещение представленного на макете средства наружной рекламы не требует внесения платы в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

        Иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра могут размещаться в тех местах, в которых это не запрещено действующим законодательством и получено согласие собственника (либо уполномоченного собственником) места размещения такого средства наружной рекламы.

        Так, согласно пункту 3 статьи 13 Закона размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог не допускается.

        Справочно: Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011 полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

        Кроме того, при выборе места для размещения рассматриваемого средства наружной рекламы следует учитывать следующее.

        В силу пункта 4 Положения, в случае, если перечисленные в Перечне средства наружной рекламы размещаются на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны, необходимо получение разрешения (оформление паспорта) и согласование наружной рекламы.

        Согласно пункту 5 Перечня также необходимо получение разрешения (оформление паспорта) и согласование наружной рекламы, если рассматриваемое средство наружной рекламы располагается в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

        В соответствии с частью 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

        Лицо, размещающее средства наружной рекламы (в том числе иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра) на чужом имуществе (в рассматриваемом случае это место размещения средства наружной рекламы – тротуар, стена здания или сооружения), фактически использует это имущество в собственных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.

        Согласно статье 29¹ Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

        Также, при размещении (распространении) такой рекламы следует учитывать законодательные требования к рекламе отдельных объектов рекламирования. Например, наружная реклама алкогольных напитков запрещена, следовательно, запрещается и наносить ее краской на внешние стороны зданий или на тротуар.

        В соответствии со статьей 2 Закона реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу пункта 5 статьи 26 Закона не допускается.

        При выявлении таких случаев, контролирующим органом (Министерство торговли или исполком, на территории которого размещается (распространяется) реклама) нарушителю выносится предписание об устранении выявленного правонарушения законодательства о рекламе, в котором содержится требование прекратить размещение (распространение) ненадлежащей рекламы путем ее удаления. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона организация или гражданин, которым вынесено предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе, обязаны в течение трех рабочих дней со дня его получения устранить выявленное нарушение, если более длительный срок не предусмотрен в предписании. В отсутствие нарушителя или при невыполнении им указанного в предписании об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе требования размещение (распространение) ненадлежащей рекламы прекращается исполкомом, который вправе возместить понесенные расходы за счет нарушителя.

        Такое нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин для физического лица, от 10 до 40 базовых величин для индивидуального предпринимателя, от 20 до 50 базовых величин для юридического лица.

        Наверх


        Вопрос: При использовании в рекламе текста на иностранном языке достаточно ли сделать транскрипцию этого текста для выполнения требования пункта 2 статьи 10 Закона или необходимо переводить его?

        В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 10 Закона в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.

        Согласно словарям:

        • под транскрипцией понимается передача звучания слов (текста) на языке оригинала (т.е. на иностранном языке) с помощью условных знаков (букв) на ином языке;
        • перевод означает интерпретацию определенного текста на языке оригинала (т.е. на иностранном языке) и создание подходящего эквивалента этому тексту на другом языке (в рассматриваемом случае на русском или белорусском языке).

        Таким образом, транскрипция лишь отражает (передает) звучание слова (текста) на иностранном языке, но не сообщает смысл, значение (содержание) этого слова (текста).

        В этой связи в приведенной норме под идентичностью по содержанию следует понимать перевод иностранного текста на русский и (или) белорусский язык.

        Наверх


        Вопрос: Допускается ли размещать в салонах городского общественного транспорта рекламу пива и слабоалкогольных напитков?

        Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 18 Закона запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан.

        Вместе с тем, в силу части второй пункта 1 статьи 18 Закона этот запрет не распространяется на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

        Запрет на размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных в салонах транспортных средств (в том числе на видеомониторах) в законодательстве отсутствует.

        Однако, учитывая то, что городским общественным транспортом пользуются не только взрослые люди, но и несовершеннолетние, в целях защиты несовершеннолетних, полагаем, что в рассматриваемом случае в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» обосновано применение аналогии закона.

        Справочно: Согласно абзацу третьему статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

        Размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков в городском общественном транспорте схоже с размещением (распространением) рекламы этой продукции на телевидении и радио. В соответствии с абзацем вторым части 1 пункта 1 статьи 18 Закона запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков на радио и телевидении с 7.00 до 22.00.

        Таким образом, такая реклама может размещаться (распространяться) в салонах городского общественного транспорта исключительно до 7.00 и после 22.00.

        При этом, в силу абзаца третьего статьи 2 Закона рекламные видеоролики, размещаемые (распространяемые) в салонах городского общественного транспорта, будут являться мультимедийной рекламой и должны соответствовать всем требованиям статьи 18 Закона, в том числе требованию части 1 пункта 2¹ статьи 18 Закона, касающемуся технического оформления предупредительной надписи о вреде чрезмерного употребления пива и слабоалкогольных напитков в мультимедийной рекламе.

        Наверх


        Вопрос: Может ли быть отнесена к социальной рекламе реклама собственника рекламной конструкции следующего содержания: «Здесь может быть Ваша реклама! Телефон…». Требуется ли внесение платежей в период размещения такой рекламы?

        В соответствии со статьей 2 Закона:

        реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

        социальная реклама – реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программ по вопросам развития образования, государственных программ в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы.

        Из приведенного определения социальной рекламы следует, что:

        • социальная реклама не носит коммерческого характера (рассматриваемая реклама содержит информацию коммерческого характера – услуги по размещению (распространению) наружной рекламы и контактный телефон, по которому можно обратиться за оказанием этих услуг);
        • объектами рекламирования социальной рекламы могут являться, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, здоровый образ жизни, меры по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программы по вопросам развития образования, государственные программы в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иные явления (мероприятия) социального характера (объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются услуги по размещению (распространению) наружной рекламы);
        • социальная реклама направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов (в рассматриваемом случае содержание макетов направлено на продвижение рекламных услуг владельца рекламной конструкции);
        • ее рекламодателем может быть только государственный орган (в данном случае рекламодателем выступает субъект предпринимательской деятельности – владелец рекламной конструкции).

        Таким образом, рассматриваемая реклама является коммерческой рекламой, направленной на привлечение внимания к рекламным услугам владельца рекламной конструкции, формирование или поддержание интереса к его услугам и (или) их продвижение на рынке.

        Такая реклама является коммерческой рекламой и, следовательно, нормы пункта 1 статьи 24 Закона о безвозмездности размещения (распространения) социальной рекламы на нее не распространяются. За размещение (распространение) такой рекламы должна вноситься плата в местный бюджет.

        Наверх