Письмо АРО в Министерство антимонопольного регулирования и торговли

d091d0b8d0b7d0bdd0b5d181-d0b8d0b3d180d0b0

Ассоциация рекламных организаций внесла предложение в МАРиТ о создании рабочей группы из экспертов, представляющих различные сегменты рекламного рынка.

Целью создания данной экспертной группы видится разработка первоочередных мер (комплекса мероприятий), направленных на развитие рекламного рынка в Беларуси. Кроме этого группа экспертов могла бы взять на себя разработку многих программных проектов для всего рекламного рынка.

Поводом для подготовки данного документа стало обращение МАРиТ оценить предложения, подготовленные Ассоциацией коммуникационных и маркетинговых агентств.

Далее прилагается полный текст письма.

В настоящее время рынок рекламы пребывает в стагнации и депрессии, что во многом есть следствие кризисных явлений, в целом происходящих в белорусской экономике. Предложения, направленные на исправление сложившейся ситуации, могут и должны всесторонне изучаться всеми участниками рекламного рынка. Ассоциация рекламных организаций выражает свою признательность Министерству антимонопольного регулирования и торговли за предоставленную возможность.

Поддержка органами государственного управления инициатив, направленных на развитие любого сектора экономики, является важным звеном в создании условий для государственно-частного партнерства. Вместе с тем, методы и формы данной поддержки должно избирать тщательно и взвешенно.

По нашему мнению, включенные в таблицу мероприятия не способны внести существенных и позитивных изменений в ситуацию, сложившуюся на рынке рекламы (маркетинга, коммуникаций), а по некоторым оценкам могут даже привнести и негативный эффект (о чем ниже).  Кроме этого есть вполне обоснованные сомнения в практической вероятности принятия вносимых предложений в нормативные правовые акты. Проект также не содержит каких-либо обоснований, позволяющих в должной мере ясно оценить весь смысл сведения в один документ разнообразных по смыслу и содержанию мероприятий. Сроки исполнения мероприятий также не выдерживают никакой критики. Перечень исполнителей и соисполнителей предлагаемых мероприятий в большей степени субъективен и, в определенной мере, протекционен.

Несмотря на некую первичную привлекательность отдельных мероприятий, реализация их в совокупности маловероятна в силу того, что разработчиками изначально не были учтены все практические аспекты разработки и принятия целого комплекса нормативных правовых актов, а также осуществления ряда иных практических мероприятий. Цели же и задачи проекта, учитывая вышеизложенное, никоим образом не подходят под основной мотив его разработки – упрощение и либерализация рекламного рынка.

Отдельно стоит остановиться на рассмотрении 1-го раздела Предложений АКМА о законодательном регулировании в области рекламы

По мнению членов АРО, хорошее право – несущая опора для бизнес-среды, благосостояния, конкурентоспособности и стабильности в любом секторе экономики, и его качество обязано проявляться в практическом применении. Нормы права должны быть сформулированы просто, понятно и точно соответствовать цели их разработки и принятия. Ибо, «законы должны иметь для всех одинаковый смысл» (Шарль Луи Монтескье).

Вносимые проектом предложения по изменению действующего законодательства Республики Беларусь о рекламе представляют собой бессистемную компиляцию всех возможных инициатив и направлений, что исключает возможность оценки их практического применения, как в целом, так и по отдельности.

Многие из представленных инициатив направлены на отмену или модификацию недавно внесенных изменений и дополнений в рекламное законодательство, что, учитывая существующую нормотворческую практику, может иметь серьезные трудности с обоснованием и преодолением возражений, основывающихся, как минимум, на данной аргументации.

Исходя из опыта, можно утверждать, что нормотворчество – это всегда «дорога с двусторонним движением», и далеко не всегда итог совпадает с инициативой, особенно в наших условиях. Есть очень большая вероятность, что вместо упрощения и либерализации получим прямо противоположный результат. В связи с этим очень важно определиться с тем, ЧТО из правовых инициатив ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поможет развитию рынка рекламы, и понимаем ли мы, как этого добиться (и возможно ли в принципе), особенно если это – проект Указа Президента РБ или законопроект.

Невозможно также должным образом оценить цели и задачи вносимых предложений, т.к. отсутствует какая-либо аргументация и (или) обоснование их разработки. По некоторым пунктам, в принципе, отсутствует даже понимание того, какие именно изменения и (или) дополнения предполагается внести в нормативный правовой акт. Неприемлемыми в этой связи видятся формулировки, основанные на неконкретных дефинициях, например, «проработка вопроса», особенно в части внесения изменений и дополнений в Закон РБ «О рекламе».

По нашему мнению, рекламное законодательство Республики Беларусь в достаточной мере регулируют общественные отношения, возникающие при производстве и распространении рекламной информации. Вместе с тем, большинство проблем, имеющих место быть на практике, зачастую проистекают из правовых норм, смежных (коррелированных) с рекламным законодательством. Например, в наружной рекламе – это нормы права, регулирующие отношения в области архитектуры и градостроительства, дорожного строительства, энергетики и т.п. Учитывая это, можно допустить, что изменение рекламного законодательства вне увязки со смежными отраслями, будет лишено здравого смысла.

Кроме этого, большую проблему представляют собой не сами нормы права, а их не единообразное применение и (или) несоблюдение вовсе. В связи с этим, полагаем, что в рамках разработки предложений по либерализации рекламного законодательства должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия, направленные на устранение этих явлений или, как минимум, их обобщение и предотвращение. Особенно важным это видится в рамках возложения на Министерство новых функций антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

В заключение хочется отметить, что сроки исполнения мероприятий, предусмотренные разработчиками по данному разделу, практически неосуществимы. Кроме этого, считаем, что правовая норма – это разумный баланс между общественными и государственными интересами. Разрабатывая проекты нормативных правовых актов, даже направленных на упрощение и либерализацию конкретных общественных отношений, следует это учитывать, а не низводить данную работу до утрирования.

Далее. Не совсем понятно, как противоположные по смыслу действия, предусмотренные в разделе «Мероприятия по контролю и развитию рекламного рынка», могут сочетаться и взаимодействовать между собой.

Останавливаться подробно на этом и последующем разделе («Мероприятия по продвижению товаров (работ, услуг)») нет особого смысла еще и потому, что многие мероприятия, предусмотренные данными разделами, во многом ангажированы и с великой долей вероятности призваны обеспечить поддержку определенных (сопутствующих рекламе) видов бизнеса. Это обстоятельство вряд ли можно считать допустимым (дозволенным) в рамках разработки государственной программы развития и поддержки белорусского рекламного сектора.

В условиях, озвученных Президентом Республики Беларусь, изменения бюрократической модели государства в целях развития бизнеса и деловой инициативы, предлагаем создать при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли рабочую группу из экспертов, представляющих различные сегменты рекламного рынка. Целью создания данной рабочей группы (экспертной группы) видится разработка первоочередных мер (комплекса мероприятий) на 2017-20 гг., направленных на развитие рекламного рынка в Беларуси (название, как и сроки реализации данного документа, являются условными). Кроме этого, группа экспертов могла бы взять на себя разработку многих программных проектов для всего рекламного рынка, таких, как Рекламный кодекс; понятие демпинга в рекламе и меры по его предотвращению; правила участия в тендерах и многое другое, что в рамках поддержки данной работы со стороны антимонопольного органа видится очень перспективным.