АРО обратилась в Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь

0cf6423a8decc4bf3d5e901d92d281

Цель обращения — привлечь внимание Совета к  неблагоприятной ситуации, сложившейся на рынке наружной рекламы.

Основной текст обращения приведен далее в полном объеме.

О ситуации в наружной рекламе

[…] В последние годы отечественный рынок рекламы демонстрировал устойчивую тенденцию к активному и динамичному развитию. Рост реального сектора экономики в нашей стране, создание конкурентной среды и другие позитивные моменты способствовали усилению позиций рекламы в общеэкономических показателях.

Рынок наружной рекламы, в силу своей специфики и объективных особенностей,  изначально, продукт частной предпринимательской инициативы и, опять же, частных (негосударственных) инвестиций. Весь механизм функционирования бизнеса в сфере наружной рекламы, начиная с момента построения сети рекламных конструкций, их технического содержания, поиска потенциальных рекламодателей, размещение рекламы, а также создания новых рабочих мест и т.п. – есть следствие и итог работы операторов наружной рекламы. С момента установки конструкции и до размещения на ней рекламной информации все издержки и риски осуществления данного вида деятельности несет исключительно рекламораспространитель (он же инвестор). При этом местные бюджеты не несут никаких расходов по развитию рынка наружной рекламы, созданию новых рабочих мест и иных затрат, в т.ч. по содержанию инфраструктуры. Обращаем внимание на то, что, не имея расходов, местные бюджеты получают доходы, закладываемые в соответствующий раздел (кстати, ежегодно растущие, как в прогнозе, так и по факту). Необходимо также отметить, что в ходе осуществления деятельности владельцы рекламных конструкций платят и коммунальным предприятиям, задействованным в данной сфере (например, за согласование разрешительной документации, электроэнергию, благоустройство и др.), чем поддерживают различные направления коммунального хозяйства.

За почти 20 лет развития наружной рекламы в Минске и стране сформированы не только законодательство и наработанная практика, но и сообщество, состоящее как из операторов, так и сопутствующих производств, обеспечивающих данный сегмент рынка рекламы. В настоящее время в этом секторе (г. Минск) занято около 2000 сотрудников (на постоянной основе), средняя заработная плата составляет не менее 800 деноминированных рублей.

Наружная реклама – единственный сегмент рекламного рынка в стране, в силу получения доходов (платы и т.п.) от этой деятельности, имеющий четко направленный муниципальный (коммунальный) вектор. Развитие рынка наружной рекламы, как минимум, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты является, как будто бы, прямой заинтересованностью местных исполнительных и распорядительных органов. В частности, поступления в бюджет (от платы за размещение наружной рекламы) г. Минска в 2014 г. составляли не менее 8 млн., в 2015 г. – около 6 млн. (в эквиваленте) долларов США. Налоги и иные неналоговые платежи равнялись также почти 2,5 и 2 млн. долларов США в 2014 и 2015 гг. соответственно. Суммы инвестиций (исключительно частных) в развитие наружной рекламы в 2014-15 гг. составляли (по разным оценкам) от 8 до 10 млн. долларов США.

Вместе с тем, в настоящее время в столице сложилась ситуация, которую, по мнению и участников и экспертов, следует отнести, как минимум, к нездоровой, а как максимум – близкой к критической.

Наружная реклама всегда пребывала в положении «у семи нянек дитя без глазу». Все контролируют, но никто не отвечает за развитие. А что сейчас? То, что было раньше, признано «неправильным». Ура, будем развивать? Нет, «будем еще жестче контролировать». Для справки: установке конструкции предшествует долгая и кропотливая работа по оформлению большого количества разрешительной документации, и это при том условии, что разрешение на рекламное место уже получено. Установка конструкции не является финалом данной работы, т.к. «пустое место» не приносит ничего кроме расходов. Поиск рекламодателя иногда составляет 90 % успеха в данном бизнесе. Но именно заполненная коммерческой рекламой конструкция приносит прибыль и собственнику и местному бюджету. Это константа.

Есть еще важный нюанс. Размещению сюжета на конструкции предшествует получение согласование на этот сюжет. К слову, предварительное согласование сюжетов наружной рекламы изначально является ноу-хау белорусов. Нигде в мире этого нет. Привыкли. А сейчас к согласованию по соответствию требованиям закона добавили их рассмотрение на предмет эстетики или, проще сказать, целесообразности. Вроде бы налицо административная процедура, но нет – мотивированных отказов, в том числе в письменной форме, как установлено требованиями законодательства, нет и в помине. Ведь объяснить, почему синий цвет в сюжете надо изменить на другой или «слишком много желтого», или просто плохой дизайн, в принципе невозможно. Ладно, рекламисты, они и не такое видели, но вот что объяснить рекламодателям, особенно иностранным? Ответственность РАЗМЫТА, решения принимает рабочая группа (или совет), основу которой составляют сотрудники архитектурной службы города. В итоге решения принимаются теми, кто изначально не видит в рекламе какой-либо необходимости («уродует здания и город»), как в ситуации с дорожниками: дороги у нас отличные, но вот если бы не машины, которые их портят. При этом заключения строятся на обывательском уровне оценки, и любые аргументы низводятся до абсурда или категории «нам не нравится». И так не только по сюжетам, но и по вывескам, иным элементам оформления зданий, объектов торговли и т.п. В результате: снижаются поступления в бюджет от данного вида деятельности, включая налоговые и неналоговые платежи, сокращаются рабочие места и т.д.

Новым в этой «спирали» проблем при размещении наружной рекламы стало ещё и то, что всерьез рассматривается идея о существенном сокращении объектов наружной рекламы в Минске под предлогом «слишком много и надо снести половину». Но почему? Много, чем где, в Пхеньяне? Но ведь мы живем в открытом информационном пространстве, и нетрудно проверить и узнать, что в Минске никогда не было много наружной рекламы, даже в сравнении с признанными ЮНЕСКО (и иными международными организациями) сокровищами архитектурной застройки городами Европы. Париж, Мадрид, Копенгаген, Прага, Милан, Вена и так до бесконечности. Наружная реклама стала неотъемлемой частью ландшафта современного города и, главное, может и должна приносить доход. И это не считая иных утилитарных свойств размещения, таких, как дополнительное освещение, «облагораживание» территории или ремонт фасада здания или его крыши. Так ладно бы наружная реклама в Минске имела отличные от мирового опыта и практики исходные, но нет – уровень её развития в РБ не достигал и 10-15 %-ной степени сравнения с европейскими городами. И не стоит лишний раз акцентироваться на примере Москвы и РФ в целом. Все знают, почему и как там всё происходило в 90-е и последующие годы. Но также не стоит и забывать, что в «лучшие» годы в доходную часть бюджета Москвы поступало почти 900 млн. долларов США ежегодно и только в виде платы за размещение наружной рекламы.

Действия, направленные на «разрушение» постепенно сформированной системы согласований и разрешений, не предлагают ничего взамен. Возникает один логичный вопрос: в чем провинился рынок наружной рекламы, который на протяжении многих лет развивался за счет собственных (и немалых) инвестиций, платил налоги и иные платежи в бюджет, создавал рабочие места и, ГЛАВНОЕ, делал это всё в рамках законодательства Республики Беларусь? Почему решение отдельных представителей государственных органов о неприемлемости существующего порядка вещей, подчеркиваем, основанного на законах и подзаконных актах, есть норма, а не исключение? Почему без изменения законодательства, а если быть честными, в его прямое нарушение, принимаются решения и совершаются иные императивные действия, направление не только на стагнацию, но и на разрушение состоявшегося сектора экономики?

Развитие наружной рекламы в стране и в г. Минске происходило не хаотично, а постепенно, в развитие и реализацию республиканских и местных концепций и программ, направленных на увеличение сетей конструкций, создания новых рабочих мест и формирование конкурентной среды. С 2005 по 2015 год в г. Минске было принято и реализовано 2 концепции по наружной рекламе. Необходимо отметить, что Минск выгодно отличается от многих крупных городов, что позволяет ему по хорошему «контрастировать» с большими мегаполисами, где количество и агрессивность наружной рекламы превышает разумные пределы. Однако, в отличие от России, где на 10 000 городских жителей в среднем приходится порядка 14 конструкций предназначенных для размещения наружной рекламы, в Беларуси на 10 000 жителей города этот показатель примерно равен 3. Так, например, на 10 000 москвичей приходится около 25 рекламных конструкций, в Санкт – Петербурге – 19, в Волгограде – 15, в Екатеринбурге – 21, в Казани – 18, в Омске – 13, в Перми – 14, в Ростове-на-Дону – 17, в Самаре – 13, в Челябинске – 20. Подобная статистика прослеживается и в других европейских городах – «миллионниках» (в Праге – 50 конструкций на 10 000 жителей, Копенгагене – 53, Милане – 56, Париже – 58, Берлине — 62), а городе Минске – всего около 6. И как прямое следствие представленных показателей в 2015 году на каждого жителя республики пришлось около 1,5 $ средств, затраченных на наружную рекламу (в 2016 г. по прогнозам экспертов затраты составят менее 1$).  В то же время как в Российской Федерации – 15 $ (в 2016 г. рост на 15-20 % к 2015 г), Чехии – 28 $, Италии – 44 $, Франции – 51 $, Германии – 59 $.

Сложившаяся ситуация вызывает особые опасения в связи с тем, что наружная реклама является одним из самых эффективных и популярных видов рекламы у отечественных предприятий-производителей. В последние годы можно отметить существенное увеличение доли белорусских рекламодателей в общем объеме размещаемой в стране наружной рекламы. Так, к примеру, если доля отечественных предприятий в 2005 году не превышала 15 – 20 % от общего объема наружной рекламы, то в 2015 году их доля составила более 80 %. Тесное сотрудничество белорусских предприятий-производителей и операторов наружной рекламы способствует налаживанию близких взаимоотношений на обоюдовыгодных условиях. Примером такого сотрудничества может служить ощутимое снижение тарифов на наружную рекламу для белорусских компаний и одновременно значительный рост объемов рекламы отечественных товаров. Для справки: несмотря на то, что с повышением базовой величины (с начала 2016 г.) плата за размещение, поступающая в местный бюджет, выросла в среднем на 15%, стоимость размещения наружной рекламы снизилась по рынку в среднем на 20%. Данное обстоятельство привело к тому, что уровень рентабельности операторов наружной рекламы уверенно стремится к отрицательным показателям. Следствием падения уровня рентабельности предприятий станет также существенное сокращение налогооблагаемой базы и, в итоге, сокращение налоговых поступлений, как в местный, так и в республиканский бюджет. Что будет дальше, спрогнозировать труда не составляет, ибо сокращение количества элементов наружной рекламы в Минске неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости размещения, что приведет к повышению затрат для отечественных производителей. И так по принципу «снежного кома» можно рассчитать и иные негативные последствия.

По нашему мнению, решения о запрете или сокращении чего-либо должны приниматься на основании всестороннего изучения вопроса. Ведь даже если что-то «убирать», так ведь это нужно делать постепенно, четко зная сколько (в штуках, процентах от того что есть и т.д.) и где (в центре или в спальных районах), а может не сносить, а заменить. Требования к сюжетам наружной рекламы и иным объектам рекламно-оформительского сегмента также должны быть четко прописаны, а аргументы отказного характера понятны и соответственно оформлены. Изменение законодательства также может и должно проходить постепенно, а его исполнение должно быть неукоснительным для всех сторон общественных отношений. Есть множество цивилизованных способов разрешения любой, даже наболевшей проблемы, и мы готовы к любой форме переговорного процесса, тем более операторы наружной рекламы всегда были в авангарде сотрудничества по любым вопросам государственной необходимости (выборы, государственные праздники и памятные события и т.п.).

В заключение хочется обратить внимание на следующее. Минский городской совет депутатов скорректировал инвестиционную программу столицы на 2016 год, утвержденную в декабре прошлого года. Соответствующее решение Мингорсовета от 29 июня № 200 опубликовано на Национальном правовом интернет-портале. Это уже вторая корректировка программы, первая состоялась в марте, пишет БелаПАН. Суммы, которые планировалось вложить в социальные объекты, пересчитаны с учетом деноминации и СОКРАЩЕНЫ. А ведь несогласование ОДНОГО сюжета с его дальнейшим размещением на ОДНОМ щите лишает бюджет г. Минска порядка 200 деноминированных рублей в месяц (почти 100 долларов США). Размещение любой вывески или рекламы магазина на здании также приносит весомые суммы в бюджет (ежемесячно) и это также не принимается во внимание, когда их не согласовывают и (или) демонтируют. А если это умножить на многие десятки несогласованных сюжетов и количество их возможного размещения на сотнях конструкций в г. Минске … выходит очень существенная сумма. А если предположить, что и конструкций гипотетически станет меньше, то возникает вполне логичный вопрос: а нужно ли это в нынешних условиях? Полагаем, что эстетика, красота и прочие нематериальные активы очень важны в современной жизни, но практика доказывает, что и они требуют соответствующего финансирования.

Принимая во внимание изложенное, просим рассмотреть возможность внесения в Правительство Республики Беларусь:

— предложений о разработке стратегии развития наружной рекламы в стране, предусмотрев общие концептуальные принципы и подходы к рациональному и эффективному вовлечению наружной рекламы в современное городское пространство;

— предложений о необходимости реализации п. 9.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» о создании при облисполкомах (Минском горисполкоме) экспертных советов с обязательным включением в их состав представителей рекламного рынка, в первую очередь рекламодателей и рекламораспространителей;

— предложения о предоставлении гарантий на осуществление предпринимательской деятельности в области размещения наружной рекламы, связанных с внедрением в городскую инфраструктуру новых элементов наружной рекламы (в первую очередь инновационных), направленных на защиту привлекаемых инвестиций. Учитывая период, необходимый для окупаемости современного и дорогостоящего рекламоносителя, инвестор, вкладывающий средства в наружную рекламу должен видеть ближайшую перспективу осуществления деятельности. А если мы хотим видеть г. Минск и остальные города РБ на уровне европейских городов, то должны предприниматься меры по стимулированию и защите инвестиций, в том числе посредством обеспечения принципа преемственности решений и действий;

Кроме этого, АРО просит поддержать наши  инициативы, направленные в Минский горисполком:

— о снижении платы за размещение наружной рекламы в г. Минске на предстоящий 2017 год;

— о введении моратория на деятельность (и решения) рабочей группы (совета) при главном архитекторе города и приведении полномочий данного органа в соответствие с действующим рекламным и иным законодательством Республики Беларусь (в том числе, об административных процедурах);

-о создании в ближайшее время в г. Минске рабочей группы по всестороннему изучению вопросов, связанных с размещением наружной рекламы и рекламного оформления г. Минска, с обязательным включением в ее состав представителей рекламного рынка, в первую очередь рекламодателей и рекламораспространителей. Данная группа в перспективе могла бы стать постоянно действующим экспертным советом по рекламе при Минском горисполкоме.