Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь предлагает дать рынку рекламы больше свободы и стабильности.

828573

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь поддержал инициативы АРО, направленные на сохранение и развитие рынка наружной рекламы.

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, разделяя обеспокоенность Ассоциации рекламных организаций (АРО) ситуацией, сложившейся  на рынке наружной рекламы страны, обратился в Совет Министров Республики Беларусь с просьбой о содействии в решении назревших проблем, таких как:

 

— большое количество разрешительных процедур, требующих неоправданно высоких затрат времени и средств операторов, что существенно снижает эффективность их работы;

 

— периодическое радикальное изменение подходов органов госуправления к вопросам количества, вида и мест размещения  наружной рекламы в городах, что вносит существенный элемент неопределенности в перспективы развития рынка рекламы, снижает инвестиции  в долгосрочные проекты;

 

— отсутствие четких требований к сюжетам наружной рекламы и иным объектам рекламно-оформительского сегмента, а также критериев их оценки при прохождении процедуры согласования.

 

Эти проблемы не раз были  предметом обращений АРО к городским властям и не только, но так и не удостоились обсуждения. 

 

«Мы очень надеемся на поддержку Совета по развитию предпринимательства в установлении конструктивного диалога с городскими властями по этим вопросам» — говорит исполнительный директор АРО Игорь Самкин. Очевидно, что местные исполнительные и распорядительные органы должны быть прямо заинтересованы  в развитии рынка наружной рекламы, хотя бы в  целях увеличения поступлений в местные бюджеты. Ведь это единственный сегмент рекламного рынка в стране, имеющий четко направленный муниципальный (коммунальный) вектор.

 

«Но в реальности  в стране, особенно в столице, сложилась ситуация, как минимум нездоровая, а как максимум – близкая к критической.» — считает Игорь Самкин.

 

Установке любой рекламной конструкции предшествует долгая и кропотливая работа по оформлению большого количества разрешительной документации, и это при условии, что разрешение на рекламное место уже получено. Но, преодолев все препятствия на этом пути, рекламист натыкается на очередную стену — согласование  рекламных сюжетов. Все это касается также вывесок, различных элементов оформления зданий, объектов торговли и т.п. При этом мотивированные отказы в письменной форме, как это установлено требованиями законодательства, отсутствуют. Власти не затрудняют себя объяснениями   почему синий цвет в сюжете надо изменить на другой или «слишком много желтого», или просто «плохой дизайн» и «нам не нравится». Необходимо отметить, что предварительное согласование сюжетов наружной рекламы существует только в нашей стране!

 

Новым витком в этой «спирали» проблем стала идея городских властей о существенном сокращении объектов наружной рекламы в Минске. Аргумент: «слишком много и надо снести половину». Между тем, Минск никогда не приближался к чрезмерному количеству наружной рекламы, даже в сравнении с включенными в список ЮНЕСКО городами Европы.

 

«Операторы наружной рекламы – это бизнес, причем бизнес отечественный, по своей форме —  малое и среднее предпринимательство, то на что опираются многие развитые экономики мира. Об этом же недавно говорил и Премьер-министр Беларуси — задача прироста экономики решается через развитие малого и среднего бизнеса, создание новых предприятий, новых рабочих мест, привлечение инвестиций» — отмечают в АРО.

 

Известно и неоспоримо, что  бизнесу нужны гарантии, в том числе, связанные с внедрением в городскую инфраструктуру новых, современных  элементов наружной рекламы. Учитывая длительный период окупаемости современного и дорогостоящего рекламоносителя, инвестор должен видеть ближайшую перспективу. Стимулирование и защита инвестиций осуществляется в том числе посредством обеспечения принципа преемственности решений и действий властей, предсказуемости и стабильности условий ведения бизнеса.

 

При этом стоит отметить, что развитие наружной рекламы в стране и в Минске происходило не хаотично, как может показаться непосвященному наблюдателю, а в соответствии с республиканскими и местными концепциями и программами. И целями этих программ было  расширение сетей конструкций, создание новых рабочих мест и формирование конкурентной среды. С 2005 по 2015 год в г. Минске было принято и реализовано 2 концепции по развитию наружной рекламы, в марте 2016 года не забыли утвердить очередную — на 2016-2020 годы. Но вот про развитие на практике так и не вспомнили…

 

На основании обращения АРО Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь предлагает:

 

— разработать с участием заинтересованных стратегию развития наружной рекламы в стране, предусмотрев общие концептуальные принципы и подходы к рациональному и эффективному вовлечению наружной рекламы в современное городское пространство;

 

— во исполнение п. 9.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 создать при облисполкомах (Минском горисполкоме) экспертные советы по рекламе с обязательным включением в их состав  рекламодателей и рекламораспространителей;

 

— проработать вопрос внедрения в систему регулирования рынка рекламы элементов саморегулирования.