О распространении рекламы через абонентские почтовые ящики. Рекомендации МАРТ

В последнее время участились случаи обращения в МАРТ граждан о распространении большого количества рекламных листовок посредством абонентских почтовых ящиков в жилых домах, что создает неудобства, беспорядок, а также вызывает раздражение жильцов в связи с получением нежелательной рекламы. Как свидетельствуют обращения, такая ситуация формирует у потребителей негативное отношение к рекламе в целом.

В соответствии с действующим законодательством Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим контроль за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о рекламе.

Действующее законодательство о рекламе не содержит запрета на распространение рекламы через абонентские почтовые ящики и, соответственно, у государственных органов, осуществляющих контроль за рекламой, отсутствуют правовые основания для привлечения к ответственности субъектов рекламного рынка за распространение рекламы таким образом. Вместе с тем, гражданским законодательством предусмотрена судебная защита для случаев, когда граждане считают свои права нарушенными.

Справочно.

Согласно разъяснениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь абонентские почтовые ящики, установленные в подъездах жилых домов, являются собственностью граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Лицо, размещающее (распространяющее) рекламу с использованием чужого имущества (в рассматриваемом случае это абонентские почтовые шкафы), фактически использует это имущество в собственных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд общей юрисдикции, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях — в соответствии с договором.

В 2010-2013 годах при разработке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы» этим проектом предусматривалось, что для упорядочения использования абонентских почтовых шкафов в жилищном фонде Республики Беларусь статья 12 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон) будет дополнена нормой, предусматривающей доставку в абонентские почтовые ящики рекламных материалов, за исключением рекламных средств массовой информации, только операторами почтовой связи. При этом предусматривалось, что оператор почтовой связи обязан по письменному заявлению пользователя услуг почтовой связи прекратить доставку рекламы в его адрес. МАРТ являлось одним из инициаторов дополнения Закона этой нормой.

В процессе согласования названного проекта со всеми заинтересованными норма, предусматривающая доставку в абонентские почтовые ящики рекламных материалов, была исключена из проекта.

Вместе с тем, как отмечалось выше, проблема существует и получает все более широкий общественный резонанс (публикации и репортажи в СМИ, обсуждение в сети Интернет).

В этой связи МАРТ рекомендует:

  • потребителям до внесения в Закон соответствующих изменений следующее: владельцы абонентских почтовых ящиков, не желающие получать почтовую рекламу, при содействии уполномоченных лиц по управлению общим имуществом совместного домовладения (товарищество и др.) могут проинформировать распространителей рекламы путем размещения объявлений, наклеек (на досках объявлений возле дверей подъездов или непосредственно в подъездах возле абонентских почтовых ящиков) о нежелании получать такую рекламу;
  • рекламодателям и рекламораспространителям не распространять почтовую рекламу потребителям, выразившим нежелание ее получать посредством размещения объявлений, наклеек на (в) подъездах жилых домов или на абонентских почтовых ящиках.

В отдельных жилых домах такая практика нашла понимание у рекламораспространителей и потребителям, разместившим на почтовых ящиках наклейки о нежелании получать рекламу, она перестала поступать. Однако, этот опыт пока не получил широкого распространения.

Вместе с тем, в Министерстве полагают, что рекламный рынок и потребители рекламы при взаимном уважении могут реализовать рекомендации МАРТ, по сути являющиеся компромиссным решением в рассматриваемой проблемной ситуации.