Трудный разговор за круглым столом: есть свет в конце туннеля!

 

3485610_d0bfd0b5d180d0b5d180d18bd0b2d0b0-d0b8d0b7-d0bbd0b0d0b1d0b8d180d0b8d0bdd182-d0b3d0bed0bbd0bed0b2d0bed0bbd0bed0bcd0bad0b816 марта Ассоциация рекламных организаций провела Круглый стол по проблемам наружной рекламы, в котором приняли участие представители государственных ведомств и общественных организаций, а также представители рекламного бизнеса.

Основная цель Круглого стола достигнута — состоялся диалог с Мингорисполкомом, что еще недавно было невозможно. Положительным итогом Круглого стола стало согласие всех сторон по принципиальному вопросу дальнейшего регулирования рекламной деятельности в цивилизованном и конструктивном ключе — намечено конкретное решение, осуществлением которого АРО намерена заниматься уже в самое ближайшее время.

img_5201_cr

Суть проблем рекламистов проста: городские власти в лице Мингорисполкома регулярно не соблюдают законодательство о рекламе и об административных процедурах по выдаче разрешения на размещение рекламы, а также продлению и переоформлению разрешений. При этом, комитет архитектуры и градостроительства не только не предоставляет мотивированные отказы, но и настойчиво игнорирует любые обращения представителей бизнеса. Круглый стол стал первой успешной попыткой наладить открытый диалог.

Позиция городских властей не изменилась, они намерены очистить город от «рекламного мусора», дабы привести улицы и проспекты к единому эстетическому облику. Об этом говорили Елена Суходолова, заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и Алексей Мартынов, главный художник-заместитель директора КПУП «Минскреклама».

Рекламный бизнес поддерживает это высокое стремление и готов способствовать его реализации. Однако по-прежнему вызывает недоумение стремление городских властей представить наружную рекламу в качестве угрозы внешнему виду города. Напомним очевидный факт. За 20 лет в Беларуси ни один щит наружной рекламы не был установлен самовольно, КАЖДЫЙ сюжет был согласован и одобрен. Странно слышать претензии от тех, кто САМ это согласовывает. Получается, рекламный бизнес несет ответственность за все и всегда, т.к. априори воспринимается властью в роли некоего антагониста и «вредителя».

В своих устных и письменных высказываниях представители Мингорисполкома продолжают ругать наружную рекламу, смешивая один из самых регулируемых и дисциплинированных видов отечественного бизнеса с очевидным «рекламным мусором» в виде самовольных вывесок и объявлений, не имеющими ничего общего с наружной рекламой. Данный подход несправедлив и контрпродуктивен — при таком отношении со стороны городской власти действительно сложно прийти к общему знаменателю на благо родного города.

К тому же информация «по цифрам» в наружной рекламе, которую руководство комитета архитектуры и градостроительства представляет общественности и руководству города, совершенно не соответствует реальным цифрам и соотношениям (об этом мы подробно рассказываем на нашем сайте в материале «Рекламный хаос, или…»). Доход в бюджет города от наружной рекламы исчисляется миллионами долларов в год и никак не может составлять 0,015%, как утверждают чиновники. Равно как сравнение плотности рекламы в Москве и Минске не выдерживает никакой критики: цифры категорически не сходятся, а само утверждение, что в Москве практически нет «наружки», звучит абсурдом.

Откуда у комитета архитектуры такая информация, и почему заведомо некорректные данные представляются на всех уровнях как действительные? Не будем искать ответы на эти вопросы, скажем лишь, что АРО готова предоставить руководству города официальную информацию по цифрам и процентам в наружной рекламе.

Несмотря на эти и иные «трудности понимания», диалог все-таки состоялся, и в этом есть бесспорная положительная динамика. Разговор за круглым столом получился жарким и трудным. Участникам дискуссии было порой сложно слушать и слышать друг друга, что лишь еще раз подтверждает тот факт, что коммуникации нужно учиться, особенно на острые, «больные» темы.

 

Приглашенные гости разделили озабоченность сложившейся ситуацией и выразили намерение оказать содействие в ее успешном разрешении.

Александр Швец, председатель ОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», подчеркнул важность выполнения законодательства самой властью и необходимость выработки единых, незыблемых правил размещения наружной рекламы, что в совокупности сведет к нулю подобные проблемы.

О том, что государство должно быть образцом неукоснительного исполнения законодательства, говорил также Валерий Фадеев, заслуженный юрист Республики Беларусь, представляющий Международную финансовую корпорацию.

Мингорисполком и бизнес должны вести диалог — это подчеркнул Петр Арушаньянц, директор департамента по предпринимательству Министерства экономики. Он выразил готовность оказать любое содействие в налаживании этого диалога со стороны департамента. Особую роль в общении с властью и представлению интересов бизнеса П. Арушаньянц отвел ассоциации как профильному бизнес-объединению.

Ольга Кравцова, зам. начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ, отметила, что неисполнение законодательства «не носит системный характер, а связано с человеческим фактором. Отдельные чиновники на каких-то уровнях не соблюдают требования законодательства.  Возможно, делают это в государственных интересах, но за рамками правового поля». О. Кравцова подчеркнула активную позицию МАРТ по упрощению и отмене административных процедур.

Татьяна Быкова, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательству (Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь), указала на очевидный субъективный фактор в процессе согласования наружной рекламы и подчеркнула целесообразность создания общественного совета по рекламе для продуктивного и объективного рассмотрения текущих вопросов. Т. Быкова отметила также исключительную важность введения принципа саморегулирования в сфере рекламы как нового уровня цивилизованности, ответственности и развития бизнеса.

Ведущие рекламисты-наружники говорили о накопившихся проблемах, приводя примеры сложных ситуаций. Юрий Самойлик, член правления ОО «Белорусский союз архитекторов», отметил, что схожие проблемы, спровоцированные действиями комитета архитектуры, наблюдаются сплошь и рядом и в архитектурной сфере. Он выразил понимание и поддержку коллегам-рекламистам в поиске правды и стремлении найти компромиссное решение с руководством комитета.

Что в итоге?

Проблемы названы, поиск решения — следующий шаг в развитии диалога. Наружную рекламу, как вид рекламного бизнеса, следует рассматривать в совокупности трех важнейших составляющих: экономической, эстетической и правовой, — об этом в конце заседания сказал Юрий Бабич, директор ИП «БигБорд» ООО. «Наружная реклама — это всегда компромисс между эстетикой и экономикой; нужен единый инструмент, который сможет объединить эти подходы». Город должен уметь зарабатывать деньги не в ущерб эстетике, и бизнес готов этому активно содействовать.

Единый орган по регулированию рекламы — вот антикризисное решение, с которым согласились все участники. Будь он в виде общественно-консультативного совета или иной подобной форме, должен соблюдаться главный принцип — власть и бизнес должны быть ВМЕСТЕ, решая все вопросы и задачи в формате прямого диалога на открытой площадке.

Создание ОКС при Мингорисполкоме должно стать мощным объединяющим инструментом с созидательной целью.

Ассоциация рекламных организаций уже выступала с подобным предложением и намерена в самое ближайшее время вновь инициировать создание ОКС при Мингорисполкоме. Есть цивилизованные пути решения любой конфликтной ситуации, а также множество способов избежать конфликта и найти компромиссное решение. Мы открыты к диалогу, мы готовы искать оптимальные решения. Мы уверены, что сотрудничество бизнеса и власти позволит не только избежать острых ситуаций, но и поможет осуществить многие важные проекты на благо нашего города.