Саморегулирование в рекламе: быть или не быть?

Фото 3Тема саморегулирования в последнее время активно выходит на первый план.  «Саморегулирование бизнеса в Беларуси на примере рекламной деятельности: от декларации к реализации» — такое исследование провели эксперты «Либерального клуба».

 

Презентация исследования состоялась 29 ноября. Эксперты и приглашенные гости ответили на ряд ключевых вопросов.

В чем суть саморегулирования, и каковы его преимущества? Готовы ли государство и бизнес реализовать идею саморегулирования на практике? Способно ли саморегулирование решать проблемы отрасли и выполнять иные важные задачи? 

В презентации исследования, а также обсуждении перспектив саморегулирования в Беларуси и польского опыта реализации этой системы приняли участие:
Конрад Дроздовский – Председатель Совета ЕASA (Европейского Альянса по стандартам в рекламе) по Центральной и Восточной Европе;
Жанна Тарасевич – Директор и сопредседатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, член Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь;
Игорь Самкин – Исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций (АРО);
Валерий Бороденя – Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
Никита Беляев –соавтор исследования, административный директор ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб».

фото 2

Идея предоставить бизнесу возможность самостоятельно разрабатывать внутриотраслевые правила и стандарты с тем, чтобы впоследствии передать часть государственных функций по регулированию рынка, бесспорно, привлекательна и перспективна. Однако за очевидной привлекательностью этой перспективы кроется важнейшее условие ее успешной реализации на практике — наличие реальных предпосылок для имплементации саморегулирования.

Эксперты пришли к заключению,что таких предпосылок в Беларуси пока нет.

Никита Беляев подчеркнул, что у нас в стране искажено само понимание саморегулирования, не изучен вопрос готовности отраслей бизнеса к этому процессу, законодательством не предусмотрена процедура инициации саморегулирования со стороны бизнеса.

Игорь Самкин отметил, что белорусское общество (а это и обычные граждане, и сам бизнес), уже привыкло к тому, что государство все регулирует, все регламентирует. Как следствие, государство сегодня не готово отдать свои полномочия, ну, а бизнес при этом не готов взять на себя эти обязательства.

То, что белорусский бизнес пока не готов к саморегулированию, уверена и Жанна Тарасевич. По ее мнению, в вопросе построения саморегулирования бизнес должен пройти несколько этапов: вначале бизнес-сообщество должно сказать «хочу», потом проанализировать «могу ли?», затем «готов» и только потом «делаю».

Также в ходе обсуждения проблемных точек и нюансов практической реализации саморегулирования эксперты, говоря о создании саморегулируемых организаций, завили, что они должны по возможности быть независимы как от государства, так и от бизнеса. Кроме этого должны быть созданы специальные институты, которые будут разрешать спорные вопросы. Также, по мнению экспертов, один из важных вопросов при внедрении данной системы состоит в том: кем и за чей счет все это будет внедряться.