Чего мы хотим от нового Закона о рекламе?

20140901153132_1f2c6Ассоциация рекламных организаций направила  в Министерство антимонопольного регулирования и торговли  свои предложения в проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О рекламе».

 

Далее представлен полный текст письма в МАРТ.

По нашему мнению главной целью разработки указанного законопроекта должно стать – обеспечение максимальной свободы рекламодателя в распространении рекламной информации о произведенном товаре (работе, услуге). При этом самостоятельность выбора действий и право его применения должны стать залогом (гарантией) обеспечения этой свободы со стороны государства.
Производители товаров (работ, услуг) – рекламодатели – являются рынкообразующим субъектом рекламной индустрии, инициатором рекламного процесса, который создает спрос на рекламные услуги и выполняет функцию заказчика рекламных услуг, тем самым обеспечивая базис для функционирования и развития рекламной отрасли. Для того, чтобы рекламный процесс был высокоэффективным, ему должны предшествовать соответствующие маркетинговые исследования, стратегическое планирование и выработка тактических решений, диктуемые сбытовыми целями рекламодателя и конкретной обстановкой на рынке. СВОБОДА ВЫБОРА или ПРАВА самостоятельного определения «как и каким образом (способом)» продвигать (рекламировать) произведенный товар (работу, услугу) в этом ряду действий занимает очень важное место.

Является ли при этом реклама одной из форм распространения массовой информации? Безусловно, да, и в этом случае она должна пользоваться конституционной защитой свободы информации. Право свободного поиска, получения и распространения информации, как известно, относится к основным правам человека не только в Беларуси, но и во всем мире. Правовая практика, сложившаяся в большинстве стран мира, свидетельствует о том, что реклама признана формой свободного слова. Следовательно, она должна иметь все основные правовые гарантии. Главное из этих прав – недопустимость цензуры и административного вмешательства. Ведь, в конечном итоге, рекламная информация – это экономика, а не политика.

В рамках реализации государственной политики, направленной на кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизации вмешательства должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиления механизмов саморегулирования бизнеса, его ответственности за свою работу перед обществом, считаем, что деятельность в области рекламы также требует изменения подходов со стороны ее регулирования (регламентации).

По мнению Ассоциации в рамках правого регулирования рекламной деятельности требуется максимально упразднить административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур, получением большого количества справок, согласований и иной разрешительной документации. В целом, на наш взгляд, снижение «запретной», «ограничительной» и, как следствие, «контрольной» практики, применимой к рекламной деятельности, выгодно не только бизнесу, но и самому государству.

В качестве самого простого и эффективного способа реализации предлагаемой цели разработки законопроекта мы видим создание рабочей группы, способной в ближайшей перспективе провести необходимое изучение и модификацию существующих норм, а также обеспечить дальнейшее сопровождение разработанного проекта. Наиболее результативной формой работы могло бы стать постатейное рассмотрение действующих норм и положений закона на предмет их возможного упрощения (сокращения, исключения) в целях расширения прав и свобод участников рекламного рынка.

Данное предложение Ассоциация рекламных организаций предварительно проработала с заинтересованными сторонами, включая, объединения предпринимателей (БНПА, РСПП, Союз им. Кунявского и др.), отраслевыми объединениями, а также членами Совета по развитию предпринимательства и экспертами Международной финансовой корпорацией (МФК) и, при необходимости готова предоставить в МАРТ их поддержку нашего предложения.
Считаем, что оптимальной формой оценки законопроекта (еще на стадии его разработки) на предмет анализа проблем и целей государственного регулирования рекламной деятельности, поиска альтернативных вариантов достижения этих целей, для определения наиболее эффективного варианта является ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ОРВ). Проведение ОРВ также направлено на снижение издержек заинтересованных лиц (субъектов предпринимательской деятельности), обеспечение экономии бюджетных средств, снижение риска возникновении коррупции, а также повышения доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям. Итоговым результатом ОРВ является повышение эффективности государственного регулирования. Ассоциация рекламных организаций предлагает рассмотреть возможность проведения МОДЕЛЬНОГО исследования в целях оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О рекламе». Мы готовы оказать всю необходимую помощь в организации и проведении данного ОРВ.

В целом АРО считает, что в рамках подготовки законопроекта в целях совершенствования его норм с учетом практики его применения следует провести целый комплекс аналитической работы по:
— корректировке понятий и терминов, используемых в законе;
— максимальному исключению запретов и снятию ограничений, предусмотренных в нормах закона. Изучение возможности (вариантов) применения принципа замены запрета на ограничение (временное, территориальное и т.п.);
— корректировке и (или) отмене разрешительных и согласовательных процедур.

Внедрению уведомительного (заявительного) принципа осуществления деятельности или совершения действий, связанных с распространением (размещением) рекламной информации отдельных видов товаров (работ, услуг);
— недопущению возможности появления новых регламентирующих установлений и предписаний в рамках законопроекта (введение моратория);
— введению (внедрению) в нормотворчество о регулировании рекламной деятельности принципа «one in – one out». Принцип «один за один» (one in – one out) – механизм нормотворческой деятельности, по которому введение нового регулирования предполагает отмену существующего регулирования, издержки исполнения которого со стороны бизнеса равны издержкам на соблюдение предлагаемого к введению. Иными словами: хочешь ввести новое ограничение (запрет), исключи одно из действующих, притом на принципе равнозначности.

Данный принцип существует во многих развитых странах, а в некоторых уже введен в действие «one in – two out» (например, в Великобритании). Закрепление данного принципа является важным компонентом работы по снижению регуляторной нагрузки на бизнес. В случае обсуждения вероятности введения данного принципа в рамках рекламного законодательства АРО предоставит все необходимые обоснования и пояснения;
— корректировке подходов к созданию и распространению социальной рекламы, в том числе и стимулированию благотворительной (спонсорской) составляющей в ее создании и распространении (размещении);
— введению четкого и понятного разграничения ответственности всех участников рекламного рынка. Например: «Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении оформления, производства и подготовки. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения»;
— и многое другое.