О рекламе и не только

tvad     В Республике Беларусь принят в новой редакции Закон «О средствах массовой информации» (далее Закон), предписывающий юридическим лицам, выполняющим функции редакций телевизионных средств массовой информации, обеспечить в сетке вещания не менее 30% контента белорусского производства.  Дело очень хорошее со всех сторон: телеканалы получили стимул активизировать производство собственных программ, у белорусских продакшн–студий появилась надежда, что телевидение начнет активно заказывать им производство программ (своих ресурсов ТВ не хватит), национальная киностудия начнет снимать белорусские сериалы, а белорусский зритель увидит больше белорусского телевидения.

      Перейти на 30% предписывается за 2 года. Как будут считаться эти проценты должно определить Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах расчета объема телепередач, аудиовизуальных произведений, иных сообщений и (или) материалов белорусского (национального) производства в ежемесячном объеме вещания телевизионных средств массовой информации», проект которого сейчас обсуждается.

     Учитывая, что телевидение не только должно решать государственные задачи, но и зарабатывать деньги (в основном на рекламе), у меня есть желание встать на защиту государственных и частных телеканалов и поделиться мнением, что не  учтено  в проекте Постановлении Совмина.

  1. В качестве белорусского контента предлагается считать только социальную рекламу, коммерческая реклама из него исключена.

      Мнение ошибочно по двум причинам.

  Во-первых, во всей коммерческой рекламе 40-45% роликов – это ролики белорусских товаров и услуг, многие из которых сняты и смонтированы белорусскими продакшн-студиями.

      Во-вторых, все рекламные ролики всеми белорусскими каналами собираются в рекламные блоки, которые обозначаются соответствующими рекламными отбивками,  тоже изготовленными телеканалами.  

    Все это делается на  оборудовании и силами штатных сотрудников телеканалов.  На государственном телевидении это происходит в том числе за счет бюджетного финансирования.

           Таким образом, если коммерческая реклама – это не белорусский контент, то какой? Точно и не иностранный, ибо произведен и адаптирован под технические требования телеканалов в Беларуси. Ситуация очень напоминает сюжет комедии 1958 года «Закон есть закон», в которой в подобной ситуации оказался французский таможенник Фердинанд Пасторелли, рожденный в доме, через который проходила граница Франции и Италии.  

  1. Не будет считаться белорусским контентом программа, произведенная резидентами Беларуси совместно с иностранными производителями.

      Мнение ошибочно. Если белорусские каналы вложились в производство  техникой или персоналом  — это уже белорусское производство, что подтверждается   договором о совместном владении правами на использование созданных таким образом программ.   

      Более того, для государственных телеканалов такое совместное производство экономит огромные бюджетные средства. И давайте не будем забывать о том, что программы должны быть рейтинговыми, чтобы окупались за счет той же рекламы. А сделать рейтинговый контент в кооперации с иностранным производителем очень даже возможно (вспомните сериалы, снятые Белтелерадиокомпанией в содружестве с российскими партнерами: «Майор Ветров», «Снайпер.Оружие возмездия»).

  1. Не будут считаться белорусским контентом спортивные программы, произведенные не белорусскими телеканалами, за исключением тех, которые сопровождаются комментированием на протяжении всей трансляции силами и средствами редакции СМИ.

       Требование, на мой взгляд, очень архаичное и не соответствует общемировым тенденциям. Во многих странах мира спорт транслируется только на интер-шуме, без голоса комментатора. Более того, с 01 октября этого года на сайте tvr.by начал работать телеканал «Беларусь 5. Интернет», главная особенность которого – отсутствие комментаторов.  «Беларусь 5» и «Беларусь 5. Интернет» —  это единственная возможность для белорусского зрителя увидеть  Олимпийские игры и чемпионаты мира по многим видам спорта. Права на их трансляцию стоят многих сотен тысяч долларов. Оплачиваются эти права из государственного бюджета. Значит каналу надо отказаться от международных трансляций в пользу белорусских чемпионатов? А как же белорусский зритель? Как болеть за белорусов в мировых соревнованиях по хоккею, биатлону, лыжным гонкам, футболу, теннису? И снова вопрос по рекламе: как самому дорогому белорусскому телеканалу заработать денег, если  придется  убирать из эфира топовые спортивные трансляции якобы не белорусского производства?  Как мне кажется, какое-либо нормирование объемов вещания телеканала «Беларусь 5» вообще должно быть исключено из  закона.

        И последнее: не противоречит ли условие об отчетности СМИ по 30% -му объему телепередач Декрету Президента Республики Беларусь №7 от 23.11.2017 «О развитии предпринимательства», декларирующего принципы презумпции добросовестности субъектов хозяйствования и  минимизации вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность?

           Из всего вышеизложенного следует: чтобы выполнить требование закона о 30% контента белорусского производства надо отказаться от рекламы и не экономить деньги через кооперацию в телепроизводстве. А за счет каких средств наращивать белорусский телеконтент?  Может под  Постановление Совмина откроют дополнительное  бюджетное финансирование?  Сомневаюсь… Это не по государственному. Телевидение должно зарабатывать. 

      Может подумаем и обсудим все вместе, коллеги, как жить дальше белорусскому телевидению?

Валерий Боднарь,

исполнительный директор

Ассоциации Рекламных Организаций