Рекламный сбор за участие в фестивалях, выставках. Комментарий МАРТ.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли ответило на вопрос по уплате рекламного сбора за участие в фестивалях и выставках.

 Вопрос:

Предметом договора, заключенного организатором мероприятия (выставки, фестиваля и т.п.) с участником такого мероприятия, являются услуги по предоставлению права на участие в этом мероприятии. При этом этим договором предусмотрено, что организатор мероприятия размещает (распространяет) рекламу мероприятия. Является ли базой для исчисления сбора стоимость услуг по предоставлению права участия в мероприятии (выставке, фестивале и т.п.)? Кто уплачивает сбор за рекламу мероприятия?

Ответ:

В силу подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, в рамках оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора.

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

абзацу тринадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон) рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

В силу подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131:

базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы (без налога на добавленную стоимость);

договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы (выделена из общей стоимости договора при необходимости);

оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

Стоимость услуг по предоставлению права участия в мероприятии (например, сумма организационного сбора) не является базой для исчисления сбора, т.е. с этой суммы сбор не уплачивается.

Если организатор мероприятия является рекламодателем рекламы мероприятия (т.е. самостоятельно определяет объекты рекламирования (в одной рекламе их может быть несколько, в том числе об участниках мероприятия) и (или) содержание рекламы мероприятия) и самостоятельно ее размещает (распространяет), организатор мероприятия является одновременно и рекламодателем и рекламораспространителем. В этом случае организатор мероприятия не является плательщиком сбора, если размещение (распространение) собственной рекламы (т.е. рекламы мероприятия) осуществляется своими силами на принадлежащем ему имуществе, ресурсе или ином средстве рекламы, поскольку рекламодатель и рекламораспространитель совпадают в одном лице и по этой причине отсутствует факт оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора, необходимый для возникновения базы для исчисления сбора; участники мероприятия также не являются плательщиком сбора, поскольку не является рекламодателями.

Если организатор мероприятия размещает (распространяет) (т.е. выступает в качестве рекламораспространителя) рекламу участника мероприятия (рекламодателя, который самостоятельно определил объект рекламирования и (или) содержание своей рекламы), организатором мероприятия оказываются услуги участнику мероприятия по размещению (распространению) рекламы, т.е. возникает база для исчисления сбора, плательщиком которого является участник мероприятия. При наличии такой ситуации, стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы должна быть выделена в договоре, заключенном между организатором мероприятия и участником, отдельно.

Круглый стол Ассоциации Рекламных Организаций и Ассоциации Европейского Бизнеса

24 августа 2022 года за одним столом впервые собрались 23 компании, представляющие рекламный рынок  Беларуси – крупнейшие рекламодатели, входящие в Ассоциацию Европейского Бизнеса,   и ведущие рекламные агентства – участники Ассоциации Рекламных Организаций.   

            Тема рабочей встречи – обсуждение практического применения норм по уплате сбора за распространение (размещение) рекламы, введенного Указом  Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации».

На встрече  принято консолидированное решение  о подготовке  предложений по совершенствованию государственного регулирования в этой сфере.

Обновился состав экспертного совета при МАРТ

На сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь появилась информация об обновленном составе общественно-консультативного (экспертного совета) по развитию предпринимательства, в который вошли в том числе представители бизнес-ассоциаций и союзов.

Запущен процесс оптимизации и цифровизации административных процедур в рекламе

          03 августа 2022 года состоялась рабочая встреча, организованная ОАО “Агентство сервисизации и реинжиниринга” (далее «Агентство»), с представителями бизнес-сообществ, включенных в состав рабочей группы по снижению административной нагрузки на бизнес (Аудиторская палата, Конфедерация цифрового бизнеса, Ассоциация рекламных организаций, Ассоциация рестораторов, Ассоциация международных автомобильных перевозок «БАМАП», Союз производителей алкогольных напитков, Ассоциация развития финансового рынка,  Белорусская торгово-промышленная палата, Республиканский союз промышленников и предпринимателей).

        На встрече обсуждались следующие темы:

– цели и задачи Агентства, механизмы взаимодействия Агентства с министерствами-регуляторами, результаты работы на текущий момент и планы на ближайшую перспективу;

– о направлениях работы Агентства по оптимизации и цифровизации административных процедур, совершенствовании бизнес-процессов взаимодействия государства и бизнеса, об участии Агентства в подготовке проекта закона «Об основах административных процедур»;

– об организации Агентством процесса анализа административных процедур и выработки предложений по их корректировки или отмены, о взаимодействии Агентства с Министерством экономики.

       Агентством отмечены трудоемкость и длительность реинжиниринга административных процедур (10-12 дней ), необходимость привлечения человеческого ресурса бизнес-сообществ для реинжиниринга более 1000 ныне действующих процедур, комплексный подход к рассмотрению бизнес-процессов, которые регулируются процедурами, включая разработку инициатив по изменению соответствующего законодательства.

     Взаимодействие Агентства с Министерствами, ведомствами и государственными организациями регулируется соответствующим регламентом, который устанавливает минимальные  сроки (3-5 дней) на согласование  документов и согласно которому окончательная позиция по оптимизации и цифровизации  административных  процедур формируется Агентством. Агентство ежемесячно направляет проработанные с министерствами и бизнесом предложения в Министерство экономики (в том числе по изменению законодательства), после чего они выносятся на утверждение Первым заместителем Премьер-министра  Республики Беларусь. Утвержденные предложения и изменения в законодательство обязательны к исполнению всеми государственными органами. Тексты изменений в нормативно-правовые акты готовятся Агентством, а при их согласовании органы-регуляторы вправе вносить в их содержание только редакционно-технические правки, которые не влекут изменения содержания предлагаемой нормы.

     На встрече продемонстрированы некоторые примеры предложений по оптимизации административных процедур, которые находятся в стадии обсуждения Агентства с  бизнесом и органами-регуляторами, в том числе касающиеся рекламной деятельности:

 

    Участники встречи отметили необходимость популяризации деятельности Агентства, систематического обмена информацией, проведением других мероприятий, способствующих оптимизации и цифровизации административных процедур.

    Агентство направило в бизнес-союзы для замечаний и предложений проект изменений в закон «Об основах административных процедур».

    Ассоциация рекламных организаций благодарит Агентство за конструктивную совместную  работу.