Объем рынка рекламы в 2022 году

Ассоциацией рекламных организаций проведена экспертная оценка состояния рекламного рынка Беларуси в 2022 году и на основании аналитики Национального статистического комитета Беларуси,  МВФ, прогнозов ЕБРР, ЕАБР, Всемирного банка, Правительства Беларуси, информации рекламных ассоциаций стран СНГ, мониторинга ЗАО “Медиаизмеритель” подготовила соответствующую презентацию, с которой можно ознакомиться здесь.

Сокращение российского рекламного рынка

 

Наши коллеги из Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)  подвели  итоги развития рекламного рынка за 2022 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения по четырем медиасегментам – интернет, радио, пресса, ООН (оut of home) – в 2022 году составил 392 млрд руб., что  на 2% меньше, чем в 2021 году:

Cегменты 2022 год,

млрд руб.

Динамика

к 2021 году, %

Радио 14.7 5%
Пресса 4.8 -41%
в т.ч. Газеты                              2.0                           -34%    
Журналы                                2.8                           -45%    
Out of Home 47.6 6%
в т.ч. Наружная реклама                            41.8                                  9%    
в т.ч. Классические рекламоносители                              23.5                        0%
Цифровые рекламоносители                             18.3                        24%
Транзитная реклама                           4.0     -2%    
Indoor-реклама                          1.8       -20%    
Интернет* 324.9 -2%
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа 392.0 -2%

По сегменту «Телевизионная реклама»  АКАР не проводила оценку рынка , ссылаясь на закрытие официальной статистики, ограничение в отчетности системообразующих предприятий, сокращение количества источников информации, изменения состава и активности рекламодателей, рекламных агентств, рекламных площадок, рекламируемых товаров и услуг, исследовательских компаний.

По итогам 2021 года объем рекламы на телевидении в России составил  197,3 млрд. рублей  при общем объеме рекламы в медиа 578,3 млрд. рублей.

Подробнее оценка рекламного рынка России за 2022 год изложена здесь.

ТОП-20 рекламных агентств Беларуси по объему закупки рейтингов на телевидении в 2022 году

Ассоциация рекламных организаций на основании экспертной оценки ТВ-селлеров (ООО “Телевизионный рекламный альянс и ООО “Трио Медиа”) подготовила рейтинг рекламных агентств страны по объемам закупки  wGRP’s на телевизионных каналах в 2022 году.  Половину  двадцатки лидеров по объемам закупок составляют  участники Ассоциации рекламных организаций. 

         Всего  рекламными агенствами  из ТОП-20 закуплено рейтингов:   

в 2022 году – 405 073 (-48% к 2021 году), в 2021 году – 784 506 (-11% к 2020 году) , в 2020 году – 882 599 (+11%  к 2019 году)

ТОП-20 рекламных агентств  Беларуси по объему закупок рейтингов (wGRP’s) на телеканалах за  2022 год
Ранг Рекламное агентство wGRP’s 18+
1 Оптимал Медиа Солюшнз 77 826
2 Брэнд-Мэйд 59 338
3 Оптимум Бивай 52 651
4 Вондел Медиа 37 332
5 Ю-ЭМ Медиа 27 359
6 Медиахауз 22 996
7 Адвента Инишиатив Медиа 16 956
8 Белмедиабаинг 16 600
9 Хавас Медиа 15 976
10 Сэлмон Медиа 14 373
11 Эс Эм Джи 13 380
12 Мегаполис Медиа 12 785
13 РА Суббота 6 056
14 ЭфСиБи Бел 5 631
15 АММ-ФармГрупп 5 147
16 Кредери 4 692
17 Смарт Идея 4 582
18 Медиа Альянс 4 364
19 ИП Колтун 3 945
20 Спэлл 3 084
Всего:
405 073
Источник данных: ЗАО “Медиаизмеритель”,городское население 18+. 

Экспертная оценка: ООО “Телевизионный рекламный альянс”, ООО “Трио Медиа”.

Без учета категории “Телемагазин”

Критерии оценки средств наружной рекламы пересмотрены

 

В период с июня 2022 года по январь 2023 года Ассоциация рекламных организаций совместно с коллегами из Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и  Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского инициировала пересмотр критериев ухудшения архитектурного облика здания (сооружения), застройки территории в связи с размещением средства наружной рекламы, которые были утверждены Решением Мингорисполкома № 1530 от 26.05.2022 г.

По мнению бизнеса эти критерии содержали субъективные оценочные категории, противоречили законодательным актам и могли привести к негативным последствиям для субъектом хозяйствования-участников рекламного рынка. За полгода  проведено больше десятка рабочих встреч по этой теме с руководством комитета и архитектуры Мингорисполкома, руководством Мингорисполкома, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства экономики, подготовлены и направлены предложения по корректировке этих критериев в перечисленные выше инстанции и в Совет Министров.

22 марта 2023 года на интернет-портале pravo.by опубликована новая редакция приложения   к Решению Мингорисполкома №1530 от 26.05.2022 г. , учитывающая основные замечания бизнес-ассоциаций по исправлению критериев, негативно влияющих на индустрию наружной рекламы в г. Минске.

Рост рекламного рынка в Казахстане

 

 

Наши коллеги из Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА) представили оценку казахстанского рекламного рынка за 2022 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (ТВ, интернет, наружная реклама, радио, пресса) вырос на 11,7% по отношению к 2021 году и составил 85,4 млрд. тенге или 185,5 миллионов долларов по среднему курсу тенге по отношению к доллару США за 2022 год:

За исключением прессы все сегменты рынка показали рост от 2 до 20%, реклама на ТВ сохранила за собой лидирующие позиции и стала главным каналом коммуникации рекламодателей. По мнению специалистов ЦАРА итоги прошлого года и начало 2023 года позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и ожидать дальнейшего роста рынка в текущем году.

Объединенный клуб директоров

Ассоциация рекламных организаций приняла 01 марта участие в  третьем заседании объединенного клуба директоров, организаторами которого выступили  Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. В работе клуба участвовали представители госорганов, в том числе руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства экономики, Мингорисполкома. Рассматривались два вопроса: влияние на экономику 713 постановления Правительства и юридический статус разъяснений, выдаваемых госорганами по запросу бизнеса.

Бизнес-союзы констатировали факт снижения цен от 10 до 60% и снижение инфляции, при этом произошло сокращение  выручки и прибыли и отказ от запланированных инвестиций. Это в  долгосрочной перспективе  может сказаться на общем состоянии экономики. Для минимизации негативных последствий и выработки оптимальных инструментов сдерживания инфляции необходима общая согласованная работа бизнеса и органов госуправления, восстановление диалога в рамках общественно-консультативных советов и  советов по развитию предпринимательства.

По правовому статусу на сегодняшний день разъснения госорганов являются рекомендательными. Бизнесом на встрече  предложен концептуальный подход к оценке последствий применения субъектом хозяйствования письменных разъснений: не подлежит ответственности за действия в соответствии с письменным разъснением. Эта норма должна быть закреплена в законе “О нормативных актах”.