Ассоциацией рекламных организаций проведена экспертная оценка состояния рекламного рынка Беларуси в 2022 году и на основании аналитики Национального статистического комитета Беларуси, МВФ, прогнозов ЕБРР, ЕАБР, Всемирного банка, Правительства Беларуси, информации рекламных ассоциаций стран СНГ, мониторинга ЗАО “Медиаизмеритель” подготовила соответствующую презентацию, с которой можно ознакомиться здесь.
Monthly Archives: Март 2023
Сокращение российского рекламного рынка
Наши коллеги из Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) подвели итоги развития рекламного рынка за 2022 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения по четырем медиасегментам – интернет, радио, пресса, ООН (оut of home) – в 2022 году составил 392 млрд руб., что на 2% меньше, чем в 2021 году:
Cегменты | 2022 год,
млрд руб. |
Динамика
к 2021 году, % |
Радио | 14.7 | 5% |
Пресса | 4.8 | -41% |
в т.ч. Газеты | 2.0 | -34% |
Журналы | 2.8 | -45% |
Out of Home | 47.6 | 6% |
в т.ч. Наружная реклама | 41.8 | 9% |
в т.ч. Классические рекламоносители | 23.5 | 0% |
Цифровые рекламоносители | 18.3 | 24% |
Транзитная реклама | 4.0 | -2% |
Indoor-реклама | 1.8 | -20% |
Интернет* | 324.9 | -2% |
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа | 392.0 | -2% |
По сегменту «Телевизионная реклама» АКАР не проводила оценку рынка , ссылаясь на закрытие официальной статистики, ограничение в отчетности системообразующих предприятий, сокращение количества источников информации, изменения состава и активности рекламодателей, рекламных агентств, рекламных площадок, рекламируемых товаров и услуг, исследовательских компаний.
По итогам 2021 года объем рекламы на телевидении в России составил 197,3 млрд. рублей при общем объеме рекламы в медиа 578,3 млрд. рублей.
Подробнее оценка рекламного рынка России за 2022 год изложена здесь.
ТОП-20 рекламных агентств Беларуси по объему закупки рейтингов на телевидении в 2022 году
Ассоциация рекламных организаций на основании экспертной оценки ТВ-селлеров (ООО “Телевизионный рекламный альянс и ООО “Трио Медиа”) подготовила рейтинг рекламных агентств страны по объемам закупки wGRP’s на телевизионных каналах в 2022 году. Половину двадцатки лидеров по объемам закупок составляют участники Ассоциации рекламных организаций.
Всего рекламными агенствами из ТОП-20 закуплено рейтингов:
в 2022 году – 405 073 (-48% к 2021 году), в 2021 году – 784 506 (-11% к 2020 году) , в 2020 году – 882 599 (+11% к 2019 году)
ТОП-20 рекламных агентств Беларуси по объему закупок рейтингов (wGRP’s) на телеканалах за 2022 год | ||
Ранг | Рекламное агентство | wGRP’s 18+ |
1 | Оптимал Медиа Солюшнз | 77 826 |
2 | Брэнд-Мэйд | 59 338 |
3 | Оптимум Бивай | 52 651 |
4 | Вондел Медиа | 37 332 |
5 | Ю-ЭМ Медиа | 27 359 |
6 | Медиахауз | 22 996 |
7 | Адвента Инишиатив Медиа | 16 956 |
8 | Белмедиабаинг | 16 600 |
9 | Хавас Медиа | 15 976 |
10 | Сэлмон Медиа | 14 373 |
11 | Эс Эм Джи | 13 380 |
12 | Мегаполис Медиа | 12 785 |
13 | РА Суббота | 6 056 |
14 | ЭфСиБи Бел | 5 631 |
15 | АММ-ФармГрупп | 5 147 |
16 | Кредери | 4 692 |
17 | Смарт Идея | 4 582 |
18 | Медиа Альянс | 4 364 |
19 | ИП Колтун | 3 945 |
20 | Спэлл | 3 084 |
Всего: |
405 073 |
|
Источник данных: ЗАО “Медиаизмеритель”,городское население 18+.
Экспертная оценка: ООО “Телевизионный рекламный альянс”, ООО “Трио Медиа”. Без учета категории “Телемагазин” |
Критерии оценки средств наружной рекламы пересмотрены
В период с июня 2022 года по январь 2023 года Ассоциация рекламных организаций совместно с коллегами из Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского инициировала пересмотр критериев ухудшения архитектурного облика здания (сооружения), застройки территории в связи с размещением средства наружной рекламы, которые были утверждены Решением Мингорисполкома № 1530 от 26.05.2022 г.
По мнению бизнеса эти критерии содержали субъективные оценочные категории, противоречили законодательным актам и могли привести к негативным последствиям для субъектом хозяйствования-участников рекламного рынка. За полгода проведено больше десятка рабочих встреч по этой теме с руководством комитета и архитектуры Мингорисполкома, руководством Мингорисполкома, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства экономики, подготовлены и направлены предложения по корректировке этих критериев в перечисленные выше инстанции и в Совет Министров.
22 марта 2023 года на интернет-портале pravo.by опубликована новая редакция приложения к Решению Мингорисполкома №1530 от 26.05.2022 г. , учитывающая основные замечания бизнес-ассоциаций по исправлению критериев, негативно влияющих на индустрию наружной рекламы в г. Минске.
Рост рекламного рынка в Казахстане
Наши коллеги из Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА) представили оценку казахстанского рекламного рынка за 2022 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (ТВ, интернет, наружная реклама, радио, пресса) вырос на 11,7% по отношению к 2021 году и составил 85,4 млрд. тенге или 185,5 миллионов долларов по среднему курсу тенге по отношению к доллару США за 2022 год:
За исключением прессы все сегменты рынка показали рост от 2 до 20%, реклама на ТВ сохранила за собой лидирующие позиции и стала главным каналом коммуникации рекламодателей. По мнению специалистов ЦАРА итоги прошлого года и начало 2023 года позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и ожидать дальнейшего роста рынка в текущем году.
Объединенный клуб директоров
Ассоциация рекламных организаций приняла 01 марта участие в третьем заседании объединенного клуба директоров, организаторами которого выступили Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. В работе клуба участвовали представители госорганов, в том числе руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства экономики, Мингорисполкома. Рассматривались два вопроса: влияние на экономику 713 постановления Правительства и юридический статус разъяснений, выдаваемых госорганами по запросу бизнеса.
Бизнес-союзы констатировали факт снижения цен от 10 до 60% и снижение инфляции, при этом произошло сокращение выручки и прибыли и отказ от запланированных инвестиций. Это в долгосрочной перспективе может сказаться на общем состоянии экономики. Для минимизации негативных последствий и выработки оптимальных инструментов сдерживания инфляции необходима общая согласованная работа бизнеса и органов госуправления, восстановление диалога в рамках общественно-консультативных советов и советов по развитию предпринимательства.
По правовому статусу на сегодняшний день разъснения госорганов являются рекомендательными. Бизнесом на встрече предложен концептуальный подход к оценке последствий применения субъектом хозяйствования письменных разъснений: не подлежит ответственности за действия в соответствии с письменным разъснением. Эта норма должна быть закреплена в законе “О нормативных актах”.